Для наглядного представления данных журнала продаж служит. Графическое представление ста­тистических данных


ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, метод наглядного изображения и обобщения данных о социально-экономических явлениях посредством геометрических образов, рисунков или схематических географических карт и пояснительных надписей к ним. Графическое представление статистических данных отчётливо и наглядно отображает взаимосвязь между явлениями и процессами общественной жизни, основные тенденции их развития, степень их распространения в пространстве; позволяет увидеть как всю совокупность явлений в целом, так и отдельные его части.

Для графического представления статистических данных используются разнообразные виды статистических графиков. Каждый график состоит из графического образа и вспомогательных элементов. К ним относятся: экспликация графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, поле графика. Вспомогательные элементы делают возможным чтение графика, его понимание и использование. Графики можно классифицировать по ряду признаков: в зависимости от формы графического образа они могут быть точечными, линейными, плоскостными, пространственными и фигурными. По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты.

Наиболее распространённый способ графических изображений - диаграмма. Это чертёж, на котором статистические данные представлены как геометрические фигуры или знаки, а территория, к которой относятся эти данные, указана только словесно. Если диаграмма наложена на географическую карту или на план территории, к которой относятся статистические данные, то график называется картодиаграммой. Если же статистические данные изображены путём штриховки или раскраски соответствующей территории на географической карте или плане, то график называется картограммой.

Для сравнения одноимённых статистических данных, характеризующих разные объекты или территории, могут быть использованы различные виды диаграмм. Наиболее наглядны столбиковые диаграммы, на которых статистические данные изображаются в виде вытянутых по вертикали прямоугольников. Их наглядность достигается сравнением высоты столбиков (рис. 1).

Если базовая линия расположена вертикально, а столбики горизонтально, то диаграмма называется полосовой (ленточной). На рисунке 2 приведена полосовая диаграмма сравнения, характеризующая территорию земного шара.

Диаграммы, предназначенные для популяризации, иногда строятся в виде стандартных фигур - рисунков, характерных для изображаемых статистических данных, что делает диаграмму более выразительной, привлекает к ней внимание. Такие диаграммы называются фигурными или изобразительными (рис. 3).

Большую группу показательных графиков составляют структурные диаграммы. Метод графического изображения структуры статистических данных заключается в составлении структурных круговых или секторных диаграмм (рис. 4).

Для изображения и анализа развития явлений во времени строятся диаграммы динамики: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др. Выбор вида диаграммы зависит от особенностей исходных данных, цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколько неравноотстоящими уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 2000, 2005), то используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не пригодны для изображения большого числа уровней. Если число уровней в ряду динамики велико, то применяются линейные диаграммы, которые воспроизводят процесс развития в виде непрерывной ломаной линии (рис. 5).

Нередко на одном линейном графике приводится несколько кривых, дающих сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя в разных странах (рис. 6).

Для отображения зависимости одного показателя от другого строится диаграмма взаимосвязи. Один показатель принимается за Х, а другой за Y (т. е. функцию от Х). Строится прямоугольная система координат с масштабами для показателей, и в ней вычерчивается график (рис. 7).

Развитие вычислительной техники и прикладного программного обеспечения сделало возможным создание географических информационных систем (ГИС), представляющих качественно новый этап в графическом представлении информации. ГИС обеспечивают сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных; включают большое количество графических и тематических баз данных в соединении с модельными и расчётными функциями, позволяющими представлять информацию в пространственном (картографическом) виде, получать в различном масштабе многослойные электронные карты региона. По территориальному охвату различают глобальные, субконтинентальные, государственные, региональные и локальные виды ГИС. Предметная ориентация ГИС определяется решаемыми с её помощью задачами, среди которых могут быть инвентаризация ресурсов, анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование.

Лит.: Герчук Я. П. Графические методы в статистике. М., 1968; Теория статистики / Под редакцией Р. А. Шмойловой. 4-е изд. М., 2005. С. 150-83.

Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Количество часов : 2

Цель

Отчет должен содержать:

1.Название работы

2.Цель работы

4.Вывод по работе (

Просмотр содержимого документа
«ПР16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика).»

Методические указания к практическому занятию № 16

Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Количество часов : 2

Цель : закрепление практических навыков и умений в работе c технологиями работы в MS EXCEL:

Сформировать представления о возможностях деловой графики и ее использовании;

Изучить системы деловой графики;

Рассмотреть возможности Excel для создания деловой графики

Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.

Отчет должен содержать:

1.Название работы

2.Цель работы

3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3

4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)

Методические указания к выполнению:

1 . Краткие теоретические сведения

Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные

Объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы: плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Возможности деловой графики преследуют единую цель: улучшить восприятие информации человеком, сделать ее более наглядной и выразительной.

Основной целью деловой графики, является оперативная выдача информации в графической форме в процессе анализа задачи при ее решении средствами электронной таблицы. Главным критерием является быстрота подготовки и отображения графических образов, соответствующих оперативно изменяющейся числовой информации.

В современном мире существует большое количество информации, которую трудно сразу усвоить обычному человеку. А если нужно обработать, проанализировать какие-то данные, то задача становится сложной вдвойне. В настоящее время, с помощью компьютерных технологий, можно хранить и обрабатывать любую информацию.

Деловая графика – это область компьютерной графики. Она предназначена для построения гистограмм, графиков, диаграмм, схем на основе отчетов, различной документации. Обеспечивает возможностью более лаконичного и выразительного представления данных, выполнения более сложных задач, улучшенное восприятие данных, повышение эффективности работы.

Для отображения графической информации используется специальное программное обеспечение, которое называют графическими программами или графическими пакетами.

Применение деловой графики различно и многообразно. Для каждого вида задач используются разные программы. Одни нужны для оперативной обработки цифровых данных, другие для построения чертежей высокого качества. С помощью специальных прикладных средств составляются годовые отчеты фирм, статистические справочники, обрабатываются аналитические данные.

Правильно составленные схемы или графики превращают скучные цифры в наглядные изображения и помогают пользователям сориентироваться в «море» информации и принять нужное решение. Деловая графика позволяет в удобной форме сравнивать различные данные, выявлять закономерности и тенденции развития. Можно также с помощью различных графических программ решать задачи в области информационных технологий, архитектуры и инженерии. В настоящее время деловая графика прочно вошла в нашу жизнь, сейчас невозможно представить никаких сводных документов или презентаций без таблиц, схем, диаграмм, различных изображений.

Компьютерной графикой пользуются административные и технические сотрудники, студенты, а также обычные пользователи персональных компьютеров.

С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

2.Задание

Задание №1. Создать таблицу продажи акций брокерской фирмы. Произвести расчеты по заданию.

ЗАДАНИЕ 2. Создание и обработка БД в Excel. Связывание листов рабочей книги

1.Создать в новом файле таблицу по образцу (см. рис.1). Знаки?, указанные в некоторых ячейках, означают, что данные показатели необходимо вычислить.

3 .Отформатировать таблицу.

4 .Выполнить указанные ниже действия:

3.На листе 4 создать таблицу изображенную на рис4.

3.1.Для добавления Листа необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши на ярлыке Листа и из контекстного меню выбрать команду Вставить . Во вкладке Общие выбрать Лист и нажать Ok .

3.2.В ячейку B2 ввести формулу для суммарного подсчёта проданной продукции за январь, февраль и март месяцы, а именно

ЛИСТ1!G4+ЛИСТ2!G4+ЛИСТ3!G4, где знак! означает связь между листами.

Для оптимизации ввода формулы необходимо проделать следующее:

1.Поместить курсор в ячейку B2 и ввести знак =.

2.Щёлкнуть на ярлыке Лист1, щёлкнуть по ячейке G4.

3.Нажать клавишу +

4.Щёлкнуть на ярлыке Лист 2, ячейке G4, нажать +.

5.Щёлкнуть на ярлыке Лист 3, ячейке G4 и нажать Enter

6.Скопировать введённую формулу на остальные ячейки.

3.3.В ячейку С2 ввести формулу для подсчёта суммарной выручки за 1 квартал (т.е. месяцы январь, февраль, март)

ЛИСТ1!H4 + ЛИСТ2!H4+ЛИСТ3!H4

3.4.Лист 4 переименовать в Итоги продаж (товары).

4.На Листе5 создать таблицу, изображенную на рис5.

.

4.1.Самостоятельно ввести формулы для подсчёта итоговой продажи и итоговой выручки за январь, февраль и март.

4.2.Переименовать Лист5 в Итоги продаж (месяцы).

4.3. Построить диаграммы:

Наименование продукции и Продано

Наименование продукции и выручка

3. Контрольные вопросы

1.Что понимается под термином деловая графика?

2.Для чего предназначена деловая графика?

3.Кто пользуется деловой графикой?

4. Литература

1. https://superbotanik.net/referati/referaty-po-informatike/referat-delovaya-grafika

Критерий оценивания выполненных практических заданий

Первое задание оценивается в 2 баллов (максимально), а второе - в 3 балла (максимально)

В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100% , и тогда оценка знаний студента будет такова:

«отлично» - 86 – 100%,

«хорошо» - 66 – 85%,

«удовлетворительно» - 45 – 65%,

«неудовлетворительно» - менее 45%.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

Методическая разработка

практического занятия

по дисциплине ОУД.07 Информатика

«Средства графического представления статистических данных в

MS Excel »

по теме « Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»

для студентов 1 курса

специальности:

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Ачинск, 2016 год

Рассмотрено на заседании

Цикловой методической комиссии

_____________________________

Протокол №_______

Председатель цикловой комиссии

_______________ /Ф.И.О./

«____»__________ 20__ г.

Утверждаю

Заместитель директора по УМР

Г.В. Часовских

«____»__________20____г.

Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

Составитель: Минхаирова А.М. – преподаватель информатики Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса

Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Пособие составлено по программе курса «Информатика» в соответствии с ФГОС специальности и направлено на освоение общих и профессиональных компетенций.

В работе приведены теоретические сведения, методические указания к ее выполнению, примеры выполнения, а также контрольные вопросы в соответствии с рабочей программой.

ПЛАН УРОКА

Тема раздела: Технология создания и преобразования информационных объектов.

Тема урока: Средства графического представления статистических данных в MS Excel .

Цели урока:

образовательные :

    закрепление теоретических знаний о понятии, компонентах и способах построения диаграмм и графиков;

    изучение построения диаграмм и графиков с помощью графических средств табличного процессора Microsoft Excel 2010.

    приобретение практических навыков работы с формулами, функциями и диаграммами в Microsoft Excel 2010.

развивающие :

    формирование умений оперировать ранее полученными знаниями и применять их на практике;

    развитие умения планировать свою деятельность;

    развитие приемов познавательной деятельности и умений анализировать.

воспитательные :

    воспитание профессионально важных личных качеств, наблюдательности, умения слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.

Формируемые компетенции :

    П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.

Тип занятия : урок закрепления знаний.

Вид занятия : практическое занятие.

Методические приемы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.

Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов, оборудование кабинета : экран, мультимедийный проектор, персональные компьютеры, комплект учебно-наглядных пособий, презентация по теме занятия, методические указания по выполнению практических работ по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel ».

Формы работы студентов: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Междисциплинарные связи : математика.

Перечень литературы:

Основная:

Дополнительная:

План урока с указанием примерных временных рамок на выполнение каждого пункта плана:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин): представление темы и плана занятия, общее описание практической работы, ее особенностей и методов в рамках междисциплинарных связей; актуальность темы занятия и опорных знаний обучающихся, мотивация обучающихся к успешному проведению занятия.

    Операционно-исполнительский этап :

    1. Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

      1. Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы (12 мин)

    2. Усвоение новых знаний:

      1. MS Excel 2010» (5 мин).

        Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20 мин).

        Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

    1. Проверка выполненного задания (5 мин)

    Рефлексивно-оценочный этап :

    1. Подведение итогов занятия (3 мин):

3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия;

3.1.2 Выставление оценок;

3.1.3Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии.

    1. Формулировка домашнего задания (1 мин).

Описание занятия:

1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1.1 Организационный момент (1 мин):

Здравствуйте! Прежде чем начнем работать, отметим отсутствующих. (Перекличка по журналу, отмечаются отсутствующие).

1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин):

На прошлом занятии мы уже рассмотрели теоретические аспекты, относящиеся к понятию и функционалу программы MS Excel . Как вы думаете, чем мы на уроке сегодня займемся, и какое влияние это имеет на вашу профессиональную деятельность? Все верно, сегодня мы повторим, что такое деловая графика, основные виды диаграмм, их особенности и научимся создавать и редактировать диаграммы с помощью табличного процессора. Итак, тема занятия: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). (Слайд 1) Цель занятия - выработать практические навыки при выполнении подбора и структурирования данных для построения диаграмм в MS Excel. (Слайд 2)

2. Операционно-исполнительский этап:

2.1 Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

2.1.1 Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы(12 мин)

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, для того чтобы вспомнить основные понятия деловой графики в табличном процессоре. Для этого вы поработаете в группах. У каждой группы будет свое индивидуальное задание, на выполнение которого вам дается 5 минут. После выполнения каждая группа должна представить и защитить свою работу.

(Слайд 3-5 – работа группы 1, слайд 6-7 – работа группы 2, слайд 8-10 – работа группы 3)

1 группа: Найти в тексте понятие диаграммы, выписать его в тетрадь. Выделить типы диаграмм. Соотнести изображения диаграмм с их названиями.

Текст. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой . Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные и т.д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.

    Линейчатая

    Гистограмма

    Круговая диаграмма

    График

    Точечная

2 группа: Найти в тексте ответы на поставленные вопросы (ответы должны быть полными).

Текст. Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма,

Для построения диаграмм используется мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

Вопрос

Ответ

1. При каком условии осуществляется построение диаграммы?

Построение диаграммы осуществляется только при условии наличия числовых данных

2. Какими способами мы можем задать функцию построения диаграммы?

Задать функцию построения диаграммы мы можем либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .

3. Какой редактор используется для построении диаграмм?

Для построения диаграмм используется мастер диаграмм.

4. Что мы можем делать с диаграммой после окончательного её построения?

Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

5. Какие элементы диаграммы являются основными?

Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

3 группа: Найти в тексте определение понятия «легенда» и определить на рисунке, где изображена легенда.

Текст. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.

Выступление групп (по 2 минуты выступление каждой группы) – 8 мин.

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

    1. Усвоение новых знаний:

      1. Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel » (5 мин).

Из теоретического материала, мы помним, что с помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов (Слайд 11): гистограммы – столбчатые (Слайд 12), для сравнения величин, (Слайд 13) круговые диаграммы – для отображения частей целого, (Слайд 14) графики - для отображения изменения величин в зависимости от времени . Их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. (Слайд 15).

Технология построения диаграмм и графиков одна и та же: необходимо выделить диапазон ячеек данной таблицы, далее перейти в Главное меню, выбрать вкладку Вставка и выбрать нужный тип диаграммы, затем по средствам вкладки формат произвести необходимое форматирование диаграммы: добавить заголовок диаграммы, легенду, можно задавать цвет и вид штриховки, подписи данных и т.д. (Слайд 16-17)

      1. Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20мин).

Сейчас переходим непосредственно к выполнению практической работы. Пользуясь методическими указаниями по выполнению практических работ, оформляем отчет и делаем выводы по проделанной работе.

Обратите внимание, в заданиях 1-3 вам даны таблицы. И по данным этих таблиц, вам необходимо будет произвести расчеты и построить диаграмму по образцу. (Слайд 18-23)

В задании 4 вам необходимо будет построить график функций. А в задании 5 произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы (Слайд 24-29).

      1. Оформление отчета по практической работе (8 мин)

Время, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас необходимо перейти в свою рабочую тетрадь и оформить отчет по проделанной работе.

2.2.4 Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

Формулируя вывод, опирайтесь на поставленные в работе цели.

2.3 Проверка выполненного задания (5 мин)

Отчет оформлен, задания выполнены, вывод сформулирован. Остается проверить правильность выполнения задания. Желающие могут, используя ключ, самостоятельно проверить правильность решения и, при необходимости, найти свои ошибки или прокомментировать свои работы для всей подгруппы. Желающего приглашаю к экрану для защиты своей работы. (Проектируется работа студента, он комментирует)

3. Рефлексивно-оценочный этап:

3.1 Подведение итогов занятия (3 мин):

3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия:

Сегодняшняя работа на занятии показала, что вами освоена не только теоретическая, но и практическая часть темы «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)», несмотря на то, что у некоторых обучающихся возникли трудности при выполнении расчетов. При формировании оценки, учитывалась работа на этапе актуализации, обобщения и систематизация ЗУНов, а именно, работа в группе, проделанная практическая работа, с выполненным отчетом. В итоге получили оценку...

В целом, считаю, поставленные цели практической работы достигнуты. Вы все поработали продуктивно.

3.1.2 Выставление оценок:

Все полученные сегодня вами оценки выставляются в журнал, как итоговые оценки материала «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)».

3.1.3 Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии:

Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном занятии. Что узнали нового? Что было полезным? В чем затруднялись? (Заслушиваются мнения обучающихся).

3.2 Формулировка домашнего задания (1 мин):

Для того, чтобы сегодняшний материал вами был успешно освоен и закреплен, предлагаю, в форме домашнего задания построить графики функций по вариантам. Это аналогичное задание 4 задания практической работы.

Спасибо за занятие! До свидания!

Приложение 1

Практическая работа

Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Цель работы: изучить технологию построения диаграмм в ЭТ, научиться правильно указывать все необходимые параметры при построении графиков функций и диаграмм, использовать графические объекты для анализа данных.

Формируемые компетенции :

    Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

    М 2. использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    М 5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

    П 3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

    П 4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

    П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: экран, проектор, персональные компьютеры, локальная компьютерная сеть, прикладное программное обеспечение MS Excel , презентация по теме занятия, электронный тест.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Диаграмма – удобное средство графического представления данных. Позволяет оценить имеющиеся величины. Для наглядного представления данных необходимо определить Тип и Вид диаграммы.

Гистограмма – иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. 1 столбец – позволяет сравнивать показатели величин друг с другом. 2 столбец – показывает численную долю отдельного показателя в суммарном объеме. 3 столбец – позволяет сравнивать процентное соотношение долей каждого показателя в общем объеме.

Круговая диаграмма – показывает вклад элемента в общую сумму. Всегда строится по одному ряду данных.

График – показывает зависимость одной величины от другой.

Лепестковая диаграмма – позволяет сравнивать общие значения из нескольких наборов данных. Каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат.

Конусная, пирамидальная, поверхностная диаграммы - позволяют разнообразить типы диаграмм.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

Задание 1. Заполнить и настроить таблицу для расчета времени, затраченного разными животными при движении на заданное расстояние. Построить гистограмму по образцу.

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Столбец B - значение скорости животного (в км/ч).

    Столбец C – расстояние, которое надо преодолеть (в км).

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Столбец D – время.

    Ячейка С11 – максимальная скорость (функция МАКС).

    Ячейка С12 – минимальная скорость (функция МИН).

Задание 2. Заполнить и настроить таблицу для расчета основных характеристик Мирового океана . Построить круговую диаграмму по образцу.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А1:Е5.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка В6 – общая площадь Мирового океана (функция СУММ).

    Ячейка С6 – общий объем Мирового океана (функция СУММ).

    Ячейка D6 – средняя глубина Мирового океана (функция СРЗНАЧ).

    Ячейка E6 – самая глубокая впадина Мирового океана (функция МАКС).

Задание 3 . Заполнить и настроить таблицу Рейтинг самых высоких гор по континентам . Построить график по образцу.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А1:С8.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка В11 – средняя высота заданных вершин (функция СРЗНАЧ).

    Ячейка В12 – самая высокая гора в мире (функция МАКС).

    Ячейка В13 – самая низкая из самых высоких гор (функция МИН).

Задание 4 . Построить графики функций у=sin(x) и y=sin(2x) на интервале [- 180; 160] с шагом 20.

Технология выполнения задания


1. Заполнить таблицу значений:

2. Выделить таблицу и указать тип диаграммы График.
3. Выбрать формат графика с гладкими кривыми.
4. В Макете указать название диаграммы по образцу, разместить легенду справа, применить формат графика по образцу.

Задание 5 . Произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А3:А10, В3:В10.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка D 5 – посчитать районный коэф. в размере 15% от оклада по формуле = B5*$D$4 и произвести автозаполнение до ячейки D 11.

    Сравнить результаты с исходной таблицей.

    Построить диаграммы для диапазона данных столбцов ФИО и К выплате по образцу.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

    сформировать файл отчета в MSWord 2010;

    название и цель работы;

    задание;

    результаты выполнения задания;

    вывод по работе.

Контрольные вопросы

    Что называется деловой графикой?

    Перечислить основные типы диаграмм?

    В чем разница между круговой диаграммой и гистограммой?

    Как построить диаграммы по числовым данным?

Список использованных источников

    Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

    Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. - М., 2014

    Цветкова М.С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Приложение 2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Варианты

ВАРИАНТ 1
Построить графики функций
y1= x 2 -1, y2= x 2 +1 иy=К·(y1/ y2) на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,3.

ВАРИАНТ 2
Построить графики функций
y1= и y2= 2 х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 3
Построить графики функций
y1= , y2= на интервале [- 0,5 ; 9] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 4
Построить графики функций
y1=, y2= на интервале [- 5 ; -0,5] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 5
Построить графики функций
y1= , y2= на интервале с шагом 0,5.

Приложение 3

Дополнительное задание на закрепление

Модель знаний

Основные типы диаграмм:

Соответствия

Типы сравнения:

Элементы диаграммы

    Область диаграммы

    Заголовок

    Область построения

    Подписи данных

    Ряд данных

    Легенда

    Ось категорий

    Ось значений

Работа с диаграммами в MSExcel

Набор средств Работа с диаграммами :

1)

2)

3)

Модель знаний

(модельный ответ)

Основные типы диаграмм:

1 Круговая

2 Линейчатая

3 Гистограмма

4 График

5 Точечная

Соответствия

Типы сравнения:

1 Покомпонентное

2 Позиционное

3 Временное

4 Частотное

5 Корреляционное

Алгоритм выбора типа диаграммы:

1) Сформулировать идею диаграммы

2) Выбрать тип сравнения

3) Выбрать тип диаграммы

Элементы диаграммы

    Область диаграммы

    Заголовок

    Область построения

    Подписи данных

    Ряд данных

    Легенда

    Ось категорий

    Ось значений

Работа с диаграммами в MSExcel

Набор средств Работа с диаграммами :

1) Конструктор

2) Макет

3) Формат

>>Информатика: Деловая графика в задачах планирования и управления

Деловая графика в задачах планирования и управления

При решении задач планирования и управления очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Самой наглядной формой представления информации являются рисунки, графики и диаграммы.

Это породило в информатике целое направление, называемое компьютерной графикой. Компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративная, деловая, инженерная я научная. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации.

Представьте себе огромный годовой отчет о работе предприятия , состоящий из множества числовых таблиц, содержание которых воспринять человеку в целом очень трудно. Но если эту же информацию представить в виде диаграмм, как она становится обозримой, лучше понимается характер изменения величин, легче производится их сравнение. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. Познакомимся с основными понятиями деловой графики.

Это средство графического представления количественной информации, предназначенное для сравнения значений величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и так далее.

Как правило, строятся в прямоугольной системе координат, где по горизонтальной оси ОХ откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикальной оси ОY - значения зависимой переменной (функции). На один рисунок может быть выведено одновременно несколько диаграмм.

При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует:

1) указать область данных (блок ячеек), по которым будет строиться диаграмма;

2) определить последовательность выбора данных (по строкам или по столбцам) из выбранного блока.

При выборе по столбцам х-координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока. Остальные столбцы содержат у-координаты диаграмм. По количеству столбцов определяется количество строящихся диаграмм. При выборе по строкам самая верхняя строка выделенного блока является строкой х-координат, остальные строки содержат у-координаты. Типы диаграмм и способы их построения рассмотрим на конкретном примере.

Пример . Три друга Андрей, Илья и Сергей решили во время школьных каникул поработать распространителями популярной газеты « Садовод-огородник». Друзья работали в течение недели. Число газет, проданных каждым из ребят за каждый день, залесено в электронную таблицу в виде, представленном в табл. 2.1.


Гистограмма (столбчатая диаграмма) применяется для отражения дискретного изменения одной или нескольких величин. На рис. 2.5 представлена гистограмма, отражающая результаты торговли Андрея в каждый день недели.


Рис. 2.5. Гистограмма в Excel

Вторая диаграмма (рис. 2.6) представляет собой множественную гистограмму. Она дает возможность наглядно сравнить три величины: результаты торговли Андрея, Ильи и Сергея.


На рис. 2.7 представлена ярусная диаграмма. Другое название - гистограмма с накоплением. Здесь каждый столбик - это сумма трех величин. Диаграмма дает представление о вкладе каждой величины в общую сумму.


"
Рис, 2.7. Ярусная диаграмма (гистограмма с накоплением)


График позволяет отразить изменение одной или нескольких величин в виде непрерывных линий. На рис. 2.8 в виде графика отражена та же информация, что приведена на рис. 2.5 в виде гистограммы. Аналогично рис. 2.9 отображает ту же информацию, что и рис. 2.6


Рис. 2.8 График в Excel Рис. 2.9 Отображение нескольких
графиков в Excel


Круговая диаграмма служит для сравнения значении нескольких величин в одной точке. Применение круговой диаграммы бывает особенно наглядным, если величины в сумме составляет некоторое единое целое (100%).



MS Excel содержит еще целый ряд других типов и видов диаграмм, с которыми вы можете познакомиться экспериментально.

Коротко о главном

Деловая графика - средство визуализации, то есть представления в наглядной форме, массивов числовых данных.

Данные для диаграммы выбираются из выделенного блока таблицы. Возможен выбор данных по столбцам и по строкам.

Столбчатые диаграммы называются гистограммами и отражают дискретное распределение величин. Можно построить как одиночную так и множественную гистограмму.

График рассматривается как разновидность диаграммы. На графике отражается непрерывный процесс изменения величины.

Круговая диаграмма используется для представления вклада нескольких величин в единое целое.

Вопросы и задания

1. В чем состоит назначение диаграмм?

2. Как определяется область выбора данных из таблицы для построения диаграммы и порядок выбора? Какие величины откладываются по горизонтальной (ОХ) оси и вертикальной (ОУ) оси?

3. В каких ситуациях предпочтительнее использовать: гистограммы; графики; круговые диаграммы?

4. Постройте таблицу, отражающую число уроков в вашем классе и в двух-трех других классах каждый день недели. На основании этих данных представьте эскизы различных видов диаграмм, рассмотренных в данном параграфе.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информатика и ИКТ, 11

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

2. Статистические графики.

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в форме таблиц. Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала. Значение таблиц определяется тем, что они позволяют изолированные статистические данные рассматривать совместно, достаточно полно и точно охватывая сложную природу явлений. Однако не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования могут носить табличную форму, но не являться статистическими таблицами.

Статистическая таблица отличается от других табличных форм следующим:

    является итогом сводки первоначальной информации.

Таким образом, статистическая таблица – способ рационального изложения и обобщения данных о социально-экономических явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке.

Основные элементы статистической таблицы, представлены на рис.5.1., составляют её основу.

Название таблицы (общий заголовок)

Рис. 4.1. Остов (основа) статистической таблицы.

Табличная форма представления числовой информации – это такая, при которой число располагается на пересечении четко сформулированного заголовка по вертикальному столбцу, называемого графой , и сформулированного названия по соответствующей горизонтальной полосе – строке .

Статистическая таблица содержит три вида заголовков:

    общий – отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над её макетом по центру и является внешним заголовком.;

    верхние заголовки характеризуют содержание граф;

    боковые характеризуют содержание строк.

Остов таблицы, заполненный заголовками, образует её макет. Составление макетов таблиц - важное направление обработки статистических материалов. Для того чтобы получилась полная таблица, достаточно внести данные статистической сводки в пересечение каждой строки и графы. Схематично взаимодействие основных элементов статистической таблицы представлено на рис 4.2.

В случае необходимости таблицы могут сопровождаться примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.

Статистическая таблица, подобно предложению в грамматике, имеет подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы характеризует объект исследования, в нём дается перечень единиц совокупности либо групп исследуемого объекта по существенным признакам. Сказуемым таблицы являются цифровые данные, характеризующие подлежащее. Обычно подлежащее располагается слева в виде названий строк, сказуемое - сверху в виде названий граф.

Статистическая таблица

Полная статистическая таблица

заголовок

Цифровые статистические данные по графам и строкам

внутренний

Рис. 4.2. Основные составляющие элементы статистической таблицы.

В практике экономико-статистического анализа используются различные виды статистических таблиц, отличающихся различным строением подлежащего и сказуемого, структурой и соотношением признаков, формирующих их.

По построению подлежащего таблицы могут быть:

    простыми,

    групповыми,

    комбинационными.

Простой называется такая статистическая таблица, в подлежащем которой нет группировок. Простые таблицы бывают:

    монографические характеризуют не всю совокупность единиц, а только одну какую-либо группу из него, выделенную по определенному признаку (пример табл. 4.1 );







2024 © gtavrl.ru.