Глубокая нейросеть. Диалоговые системы и машинное обучение


Об искусственных нейронных сетях сегодня много говорят и пишут – как в контексте больших данных и машинного обучения, так и вне его. В этой статье мы напомним смысл этого понятия, еще раз очертим область его применения, а также расскажем о важном подходе, который ассоциируется с нейронными сетями – глубоком обучении, опишем его концепцию, а также преимущества и недостатки в конкретных случаях использования.

Что такое нейронная сеть?

Как известно, понятие нейронной сети (НС) пришло из биологии и представляет собой несколько упрощенную модель строения человеческого мозга. Но не будем углубляться в естественнонаучные дебри – проще всего представить нейрон (в том числе, искусственный) как некий черный ящик с множеством входных отверстий и одним выходным.

Математически, искусственный нейрон осуществляет преобразование вектора входных сигналов (воздействий) X в вектор выходных сигналов Y при помощи функции, называемой функцией активации. В рамках соединения (искусственной нейронной сети — ИНС) функционируют три вида нейронов: входные (принимающие информацию из внешнего мира – значения интересующих нас переменных), выходные (возвращающие искомые переменные – к примеру, прогнозы, или управляющие сигналы), а также промежуточные – нейроны, выполняющие некие внутренние («скрытые») функции. Классическая ИНС, таким образом, состоит из трех или более слоев нейронов, причем на втором и последующих слоях («скрытых» и выходном) каждый из элементов соединен со всеми элементами предыдущего слоя.

Важно помнить о понятии обратной связи, которое определяет вид структуры ИНС: прямой передачи сигнала (сигналы идут последовательно от входного слоя через скрытый и поступают в выходной слой) и рекуррентной структуры, когда сеть содержит связи, идущие назад, от более дальних к более ближним нейронам). Все эти понятия составляют необходимый минимум информации для перехода на следующий уровень понимания ИНС – обучения нейронной сети, классификации его методов и понимания принципов работы каждого из них.

Обучение нейронной сети

Не следует забывать, для чего вообще используются подобные категории – иначе есть риск увязнуть в отвлеченной математике. На самом деле, под искусственными нейронными сетями понимают класс методов для решения определенных практических задач, среди которых главными являются задачи распознавания образов, принятия решений, аппроксимации и сжатия данных, а также наиболее интересные для нас задачи кластерного анализа и прогнозирования.

Не уходя в другую крайность и не вдаваясь в подробности работы методов ИНС в каждом конкретном случае, позволим себе напомнить, что при любых обстоятельствах именно способность нейронной сети к обучению (с учителем или «самостоятельно») и является ключевым моментом использования ее для решения практических задач.

В общем случае, обучение ИНС заключается в следующем:

  1. входные нейроны принимают переменные («стимулы») из внешней среды;
  2. в соответствии с полученной информацией изменяются свободные параметры НС (работают промежуточные слои нейронов);
  3. в результате изменений в структуре НС сеть «реагирует» на информацию уже иным образом.

Таков общий алгоритм обучения нейронной сети (вспомним собаку Павлова – да-да, внутренний механизм образования условного рефлекса именно таков – и тут же забудем: все же наш контекст предполагает оперирование техническими понятиями и примерами).

Понятно, что универсального алгоритма обучения не существует и, скорее всего, существовать не может; концептуально подходы к обучению делятся на обучение с учителем и обучение без учителя. Первый алгоритм предполагает, что для каждого входного («обучающегося») вектора существует требуемое значение выходного («целевого») вектора – таким образом, два этих значения образуют обучающую пару, а вся совокупность таких пар – обучающее множество. В случае варианта обучения без учителя обучающее множество состоит лишь из входных векторов – и такая ситуация является более правдоподобной с точки зрения реальной жизни.

Глубокое обучение

Понятие глубокого обучения (deep learning ) относится к другой классификации и обозначает подход к обучению так называемых глубоких структур, к которым можно отнести многоуровневые нейронные сети. Простой пример из области распознавания образов: необходимо научить машину выделять все более абстрактные признаки в терминах других абстрактных признаков, то есть определить зависимость между выражением всего лица, глаз и рта и, в конечном итоге, скопления цветных пикселов математически. Таким образом, в глубокой нейронной сети за каждый уровень признаков отвечает свой слой; понятно, что для обучения такой «махины» необходим соответствующий опыт исследователей и уровень аппаратного обеспечения. Условия сложились в пользу глубокого обучения НС только к 2006 году – и спустя восемь лет можно говорить о революции, которую произвел этот подход в машинном обучении.

Итак, прежде всего, в контексте нашей статьи стоит заметить следующее: глубокое обучение в большинстве случае не контролируется человеком. То есть этот подход подразумевает обучение нейронной сети без учителя. Это и есть главное преимущество «глубокого» подхода: машинное обучение с учителем, особенно в случае глубоких структур, требует колоссальных временных – и трудовых – затрат. Глубокое же обучение – подход, моделирующий человеческое абстрактное мышление (или, по крайней мере, представляет собой попытку приблизиться к нему), а не использующий его.

Идея, как водится, прекрасная, но на пути подхода встают вполне естественные проблемы – прежде всего, коренящиеся в его претензии на универсальность. На самом деле, если на поприще распознавания образов подходы deep learning добились ощутимых успехов, то с той же обработкой естественного языка возникает пока гораздо больше вопросов, чем находится ответов. Очевидно, что в ближайшие n лет вряд ли удастся создать «искусственного Леонардо Да Винчи» или даже – хотя бы! — «искусственного homo sapiens ».

Тем не менее, перед исследователями искусственного интеллекта уже встает вопрос этики: опасения, высказываемые в каждом уважающем себя научно-фантастическом фильме, начиная с «Терминатора» и заканчивая «Трансформерами», уже не кажутся смешными (современные изощренные нейросети уже вполне могут считаться правдоподобной моделью работы мозга насекомого!), но пока явно излишни.

Идеальное техногенное будущее представляется нам как эра, когда человек сможет делегировать машине большинство своих полномочий – или хотя бы сможет позволить ей облегчить существенную часть своей интеллектуальной работы. Концепция глубокого обучения – один из шагов на пути к этой мечте. Путь предстоит долгий – но уже сейчас понятно, что нейронные сети и связанные с ними все развивающиеся подходы способны со временем воплотить в жизнь чаяния научных фантастов.

Разработанный под эгидой DARPA робот не справился с дверью. Источник: IEEE Spectrum / DARPA .

Судя по всему, искусственный интеллект становится неотъемлемой частью индустрии высоких технологий. Мы постоянно слышим о том, как искусственный интеллект научился отвечать на письма в почтовом клиенте Gmail , учится и сортировать отпускные фотографии . Марк Цукерберг приступил к созданию искусственного интеллекта, который будет помогать нам управляться по дому. Проблема заключается в том, что само понятие «искусственного интеллекта» способствует завышенным ожиданиям. Людям проще представить мощные суперкомпьютеры, которые помогают нашим космическим кораблям бороздить просторы Вселенной, чем эффективные спам-фильтры. Кроме того, людям свойственно обсуждать подробности и прогнозировать сроки гибели обречённого человечества от лап бездушного искусственного разума.

Созданию образа совершенного искусственного интеллекта, будто бы сошедшего с экранов научно-фантастических фильмов, во многом способствует деятельность информационно-технологических компаний, которые не перестают удивлять нас новыми моделями антропоморфных цифровых помощников. К сожалению, подобные представления мешают осознать новые способности компьютеров и те возможности, благодаря которым они могут изменить окружающий мир. Исходя из этих стереотипов, мы объясним некоторые термины, описывающие наиболее утилитарные применения искусственного интеллекта. В этой статье речь также пойдёт об ограничениях нынешних технологий и о том, почему нам пока не стоит волноваться о восстании роботов.

Итак, что же стоит за терминами «нейронная сеть», «машинное обучение» и «глубокое обучение»?

Эти три словосочетания у всех на слуху. Давайте рассмотрим их послойно - для упрощения восприятия. Нейронные сети находятся в самом основании этой пирамиды. Они представляют собой особый тип компьютерной архитектуры, которая необходима для создания искусственного интеллекта. Следующий уровень - это машинное обучение, которое выступает в роли программного обеспечения для нейронных сетей. Оно позволяет выстроить процесс обучения таким образом, чтобы машина искала нужные ответы в гигантских массивах данных. Пирамиду венчает глубокое обучение , особый тип машинного обучения, обретший невероятную популярность за последнее десятилетие, - во многом благодаря двум новым возможностям: резко подешевевшей вычислительной мощности и безграничным информационным просторам, также известным как Интернет.

Истоки концепции нейронных сетей берут своё начало в пятидесятых годах прошлого века, когда исследование искусственного интеллекта оформилось в отдельную область научных изысканий.

В целом, структура нейронных сетей отдалённо напоминает строение человеческого мозга и представляет собой сеть узлов, выстроенных наподобие нейронных связей. По отдельности эти узлы не представляют ничего выдающегося, они могут отвечать лишь на самые примитивные вопросы, но их совместная деятельность способна решить сложнейшие задачи. Гораздо важнее, что при наличии правильных алгоритмов нейронные сети можно обучить!

КОМПЬЮТЕРАМ ВЫ ПРОСТО ГОВОРИТЕ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ. С ПОМОЩЬЮ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ, КАК ИМЕННО ЭТО НУЖНО СДЕЛАТЬ

«Допустим, вы хотите объяснить компьютеру, как перейти дорогу, - рассуждает Эрнест Дэвис (Ernest Davis), профессор Нью-Йоркского университета. - С помощью традиционного программирования вы сможете задать ему точный набор правил, который будет определять его поведение: заставит смотреть по сторонам, пропускать машины, переходить по пешеходному переходу… и просто наблюдать за результатом. В случае с машинным обучением вы демонстрируете системе 10 000 видеороликов, в которых пешеходы переходят через дорогу. После этого ей нужно показать ещё 10 000 видео столкновений машин с пешеходами, а затем просто позволить системе заняться своим делом».

Научить компьютер правильно воспринимать информацию из видеороликов является первоочередной и весьма нетривиальной задачей. За последние пару десятилетий человечество перепробовало множество способов обучения компьютеров. К подобным методам относится «укрепляющее обучение», при котором компьютер получает своеобразное «вознаграждение» в случае правильного выполнения поставленной задачи и постепенно оптимизирует процесс генерации наилучшего решения. Методика обучения может быть построена и на генетических алгоритмах , используемых для решения задач путём случайного подбора, комбинирования и вариации искомых параметров с использованием механизмов, аналогичных естественному отбору в природе.

Глубокое обучение оказалось одним из наиболее практичных методов современного машинного обучения. Данный подход использует значительное количество слоёв нейронной сети для анализа данных на различных уровнях абстракции. Таким образом, при демонстрации картинки системе нейронных сетей с глубоким обучением, каждый слой сети будет занят анализом изображения при разном увеличении. Нижний слой будет анализировать пиксельные сетки размером всего 5 × 5 пикселей, и выдавать два ответа - «да» или «нет» - в зависимости от типа объекта, который появляется на данной сетке. Если нижний слой отвечает утвердительно, тогда вышерасположенный слой нейронной сети анализирует, насколько данная сетка встраивается в шаблон большего размера. Является ли данное изображение началом прямой линии или углом? Постепенно этот процесс усложняется, позволяя программному обеспечению понять и обработать самые сложные данные, расчленив их на составные части.

«Чем выше мы продвигаемся вверх по слоям нейронной сети, тем более масштабные вещи она способна определять, - поясняет руководитель лаборатории искусственного интеллекта в компании Facebook , Ян Лекун (Yann LeCun). - Они становятся более абстрактными. На уровне самого верхнего слоя расположены датчики, способные определить тип изучаемого объекта: человек, собака, планер и так далее».

ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НЕЙРОННОЙ СИСТЕМЫ С ГЛУБОКИМ ОБУЧЕНИЕМ ТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШОЙ ОБЪЁМ ДАННЫХ И ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ

А теперь давайте представим, что мы хотим с помощью глубокого обучения . Сперва необходимо запрограммировать различные слои нейронной сети таким образом, чтобы она научилась самостоятельно различать элементы котика: когти, лапы, усы, и т. д. Каждый слой будет выполнен на предыдущем слое, который позволит ему распознать конкретный элемент, именно поэтому процесс и получил название «глубокое обучение». Затем нам необходимо демонстрировать нейронной сети большое количество изображений котиков и других животных и называть их. «Это котик», - объясним мы компьютеру при демонстрации соответствующего изображения. - Это тоже котик. А вот это - уже не совсем котик». По мере того, как нейронная сеть будет просматривать изображения, в ней начнут срабатывать определённые слои и группы узлов, которые помогут ей определить и выделить категории когтей, лап, усов и прочих атрибутов котика. Постепенно нейронная сеть запоминает, какие из этих слоёв представляют наибольшее значение, и усиливает нужные связи, а слабые связи попросту игнорирует. К примеру, система способна обнаружить значительную корреляцию между категориями «лапы» и «котики», но поскольку лапы бывают не только у котиков, нейронная сеть будет стремиться находить сочетание категорий «лапы» и «усы».

Это весьма долгий, последовательный процесс обучения системы, построенный на принципе обратной связи. И тут возможно два варианта: либо человек будет исправлять ошибки компьютера, склоняя его к правильному выбору, либо нейронная сеть, обладающая достаточным объёмом классифицированных данных, сможет выполнить самостоятельное тестирование. В результате подобного теста ей станет очевидно, что наиболее взвешенные индексы во всех слоях приводят к наиболее точному ответу. И вот теперь, когда мы получили примерное представление о том, сколько шагов нужно сделать для того, чтобы система с уверенностью смогла назвать объект «котиком», давайте подумаем над сложностью системы, которая будет способна идентифицировать любую вещь на свете. Именно поэтому компания Майкрософт была рада анонсировать приложение , которое может различать породы собак. На первый взгляд, разница между доберманом и шнауцером кажется очевидной для нас, но существует огромное количество тонких различий, которые необходимо определить до того, как компьютер сможет назвать эту разницу.

Изображение, созданное проектом Deep Dream компании Google , стало своеобразной визитной карточкой, собирательным образом, представляющим исследования искусственного интеллекта для широкой общественности.

Так это то самое, чем воспользовались Google , Facebook и прочие?

По большей части, да.

Технологии глубокого обучения применяются для решения множества повседневных задач. Крупные информационно-технологические компании уже давно обзавелись собственными подразделениями для исследования искусственного интеллекта. Google и Facebook объединили усилия, чтобы популяризировать эти исследования и своего программного обеспечения. Компания Google недавно запустила бесплатные трёхмесячные онлайн-курсы по изучению искусственного интеллекта. И пока научная деятельность исследователей пребывает в относительной безвестности, корпорации буквально штампуют новаторские приложения, основанные на этой технологии: начиная веб-приложением компании Microsoft , способным , и заканчивая сюрреалистическими изображениями Deep Dream . Ещё одна причина популярности технологии глубокого обучения кроется в том, что большие клиентоориентированные компании всё активнее включаются в её разработку и периодически выбрасывают на рынок наиболее странные наработки.

ИНТЕЛЛЕКТ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ?

Несмотря на то, что технологии глубокого обучения уверенно справляются с задачами по распознаванию речи и изображений и обладают значительным коммерческим потенциалом, для них есть немалое число ограничений. Они требуют ввода большого количества данных и точной настройки оборудования. Проблема заключается в том, что их «интеллект» узкоспециализирован и весьма неустойчив. Как тонко подметил когнитивный психолог Гэри Маркус (Gary Marcus) в своей статье в журнале New Yorker , современные методы использования популярных технологий «славятся отсутствием причинно-следственных связей (как в случае между болезнью и симптомами) и, вероятнее всего, будут сталкиваться с определёнными трудностями при попытках анализа абстрактных понятий, например «родственный» или «идентичный». Пока этим технологиям не доступны логические умозаключения, им предстоит многому научиться, чтобы дойти до интеграции абстрактных знаний: ведь недостаточно получить сведения об объекте, важно понять его назначение и способы его применения».

Иными словами, технологиям глубокого обучения не хватает здравого смысла.

Изображение гантелей, дополненное фантомными конечностями, которое было сгенерировано с помощью нейронных сетей Google . Источник: Google .

Например, в исследовательском проекте Google перед нейронной сетью была поставлена задача сгенерировать изображение гантели после обучения на схожих примерах. Нейронная сеть довольно неплохо справилась с этой задачей: на созданных ею картинках были изображены два серых круга, соединённых горизонтальной трубой. Но посередине каждого снаряда были дорисованы очертания мускулистой руки бодибилдера. Исследователи предположили, что причина этого кроется в том, что системе демонстрировались изображения спортсменов, которые держали гантель. Технология глубокого обучения способна запомнить общие визуальные признаки нескольких десятков тысяч снарядов, но сама система никогда не сможет совершить когнитивный рывок и понять, что у гантелей нет рук. Список проблем не ограничивается здравым смыслом. Ввиду особенностей восприятия и способов изучения данных, нейронные сети с технологией глубокого обучения могут быть сбиты с толку случайными комбинациями пикселей . Мы видим лишь помехи на изображении, но компьютер уверен на 95 %, что перед ним изображение гепарда.

Однако подобные ограничения можно искусно спрятать и постараться их обойти. В качестве примера рассмотрим новое поколение цифровых помощников, таких как Siri . Они часто делают вид, что понимают нас - отвечают на заданные вопросы, устанавливают будильник и пытаются рассмешить с помощью нескольких запрограммированных шуток и прибауток.

Знаменитый учёный в области искусственного интеллекта Гектор Левеск (Hector Levesque) уверен, что подобное «несерьёзное поведение» лишний раз подчёркивает пропасть восприятия между искусственным интеллектом и живым мозгом. Левеск утверждает, что его коллеги забыли о слове «интеллект» в термине «искусственный интеллект» и призывает вспомнить знаменитый тест Тьюринга . Гектор всякий раз подчёркивает, что машины в ходе этого теста прибегают к различного рода ухищрениям и прикладывают все усилия, чтобы одурачить собеседника. Боты охотно пользуются шутками, цитатами; они способы изображать бурные всплески эмоций и прибегать к всевозможным словесным выпадам для того, чтобы сбить с толку и отвлечь человека, ведущего опрос. И действительно, машина, которая, по мнению некоторых изданий, успешно прошла тест Тьюринга, . Эта «легенда» была выбрана создателями бота для того, чтобы оправдать его невежество, неуклюжие формулировки и стремление к нелогичным выводам.

Левеск предлагает исследователям в области искусственного интеллекта другой тип теста, который, по его мнению, должен состоять из опроса с отвлечёнными, сюрреалистическими вопросами. Эти вопросы будут логическими, но предполагают наличие обширных фоновых знаний, которые описывает Маркус (Marcus). Гектор предлагает задавать ботам простые вопросы: «Сможет ли крокодил пробежать стометровку с препятствиями?» или «Разрешается ли бейсболистам приклеивать маленькие крылья на кепки?» Представьте, какими знаниями нужно обладать компьютеру, чтобы ответить на подобные вопросы?

Итак, что же такое «настоящий» искусственный интеллект?

В этом и заключается сложность применения термина «искусственный интеллект»: он слишком размыт и плохо поддаётся определению. На самом деле в отрасли уже давно принята аксиома : как только машина выполнила задачу, которую прежде мог решать только человек - будь то партия в шахматы или распознавание лиц - то эта задача перестаёт быть признаком интеллекта.

Компьютерный специалист Ларри Теслер (Larry Tesler) сформулировал это следующим образом: «Интеллектом можно назвать всё, что угодно, пока до этого не добрались машины» . И даже в случае решения задач, которые недоступны человеку, машины не пытаются воспроизвести человеческий интеллект.

«Метафора о сходстве нейронной сети и головного мозга не совсем корректна, - отмечает Ян Лекун (Yann LeCun). - Она неверна в той же степени, как и утверждение о том, что самолёт похож на птицу. Он не машет крыльями, у него нет перьев и мускулов».

«Даже если нам удастся создать искусственный интеллект, - отмечает учёный, - он не будет похож на разум человека или сознание животного. К примеру, нам будет очень сложно представить разумное существо, которое не обладает [стремлением к] самосохранению».

Большинство исследователей, работающих в области искусственного интеллекта, попросту игнорируют идею о том, что нам никогда не удастся создать по-настоящему живой, наделённый чувствами искусственный интеллект. «На данный момент отсутствует научный подход, который позволит искусственному интеллекту выйти за рамки запрограммированных установок и стать по-настоящему гибким при решении нескольких задач, - рассуждает профессор Массачусетского технологического института Андрей Барбу (Andrei Barbu), возглавляющий центр исследований Center for Brains, Minds and Machines (CBMM). - Следует понимать, что исследования искусственного интеллекта сейчас находятся на этапе создания систем, которые будут решать конкретные, узкоспециальные проблемы».

Профессор отмечает, что ранее предпринимались попытки неконтролируемого обучения, в ходе которых система должна обрабатывать неразмеченные данные, однако подобные исследования пока находятся в зачаточном состоянии. Более известным примером служит нейронная сеть компании Google , в которую были загружены 10 миллионов случайных эскизов с видеосервиса YouTube . В результате нейронная сеть сама поняла, как выглядят котики, но её создатели не сочли это умение чем-то выдающимся.

Как заявил Ян Лекун на прошлогоднем хакатоне Orange Institute: «Пока мы не знаем, как наладить процесс неконтролируемого обучения. Это является основной проблемой».

Яркая демонстрация силы искусственного интеллекта. Сеть Watson компании IBM выигрывает в телевизионной игре-викторине Jeopardy! Однако эти впечатляющие возможности имеют весьма ограниченное применение.

Что такое глубокое обучение (deep learning) ? March 3rd, 2016

Сейчас говорят о модных технологиях глубокого обучения, как будто это манна небесная. Но понимают ли говорящие, что это на самом деле? А ведь у этого понятия нет формального определения, и объединяет оно целый стек технологий. В этом посте я и хочу популярно, насколько это возможно, и по сути объяснить что стоит за этим термином, почему он так популярен и что дают нам эти технологий.


Если совсем коротко, то этот новомодный термин (deep learning) о том, как собрать из каких-то простых абстракции более сложную и глубокую абстракцию (репрезентацию) притом, что даже самые простые абстракции должен собирать сам компьютер, а не человек . Т.е. речь уже не просто об обучении, а о метаобучении. Образно говоря, компьютер самостоятельно должен научиться как лучше ему учиться. И, по сути, термин «глубокое» именно это и подразумевает. Практически всегда этот термин применяемся к искусственным нейронным сетям, где используется больше одного скрытого слоя, поэтому формально «глубокий» значит ещё и более глубокую архитектуру нейронной сети.

Вот на слайде в развитие хорошо видно, чем отличается глубокое обучение, от обычного. Повторюсь, уникальным для глубокого обучения является то, что машина сама находит признаки (ключевые черты чего-либо, по которым легче всего разделять один класс объектов от другого) и признаки эти структурирует иерархично: из более простых складываются более сложные . Ниже мы разберем это на примере.

Давайте посмотрим на примере задачи распознавания изображений: раньше как — запихивали в обычную нейронную сеть с одним слоем огромную (1024×768 — около 800 000 числовых значений) картинку и смотрели как компьютер медленно умирает, задыхаясь от нехватки памяти и неспособности понять, какие пиксели важны для распознавания, а какие нет. Не говоря уже об эффективности такого способа. Вот архитектура такой обычной (неглубой) нейронной сети.

Потом все же прислушались к тому, как выделяет признаки мозг, а делает он это строго иерархично, и тоже решили извлекать из картинок иерархичную структуру. Для этого необходимо было добавить больше скрытых слоев (слоев, которые находятся между входом и выходом; грубо говоря, этапов преобразования информации) в нейронную сеть. Хотя решили так делать практически сразу, как изобрели нейронки, но тогда успешно обучались сети только с одним скрытом слоем. Т.е. в принципе глубокие сети существуют примерно столько же, сколько обычные, просто мы не могли их обучить. Что же поменялось?

В 2006 году сразу несколько независимых исследователей решили эту проблему (к тому же аппаратные мощности развились уже достаточно, появились достаточно мощные видеокарты). Эти исследователи: Джеффри Хинтон (и его коллега Руслан Салахутидинов) с техникой предварительного обучения каждого слоя нейросети ограниченной машиной Больцмана (простите меня за эти термины...), Ян Лекун с сверточными нейронными сетями и Йошуая Бенджио с каскадными автокодировщиками. Первые два сразу же были рекрутированы Google и Facebook, соответственно. Вот две лекции: одна — Хинтона , другая — Лякуна , в которых они и рассказывают, что такое глубокое обучение. Лучше их об этом не расскажет никто. Ещё одна классная лекция Шмидхубера про развитие глубокого обучения, тоже одного из столпов этой науки. А у Хинтона ещё есть прекрасный курс на курсере по нейронкам.

На что способны глубокие нейронные сети сейчас? Они способны распознавать и описывать объекты, можно сказать «понимают» что это. Речь идет о распознавании смыслов.

Просто посмотрите это видео распознавания того, что видит камера, в реальном времени.

Как я уже сказал, технологии глубокого обучения — это целая группа технологий и решений. Несколько из них я уже перечислил абзацем выше, другой пример — это рекуррентные сети, которые как раз используются в видео выше для описания того, что видит сеть. Но самый популярный представитель технологий данного класса — это все-таки сверточные нейронные сети ЛяКуна. Они построены по аналогии с принципами работы зрительной коры мозга кошки, в которой были открыты так называемые простые клетки, реагирующие на прямые линии под разными углами, и сложные — реакция которых связана с активацией определенного набора простых клеток. Хотя, честно говоря, сам ЛяКун не ориентировался на биологию, он решал конкретную задачу (смотрите его лекции), а потом так совпало.

Если совсем просто, то сверточные сети — это такие сети, где основным структурным элементом обучения является группа (сочетание) нейронов (обычно квадрат 3×3,10×10 и т.д.), а не один. И на каждом уровне сети обучаются десятки таких групп. Сеть находит такие сочетания нейронов, которые максимизируют информацию об изображении. На первом уровне сеть извлекает самые базовые, структурно простые элементы картинки — можно сказать, строительные единицы: границы, штрихи, отрезки, контрасты. Повыше — уже устойчивые комбинации элементов первого уровня, и так далее вверх по цепочке. Хочу ещё раз отдельно подчеркнуть главную особенность глубокого обучения: сети сами формируют эти элементы и решают, какие из них более важный, а какие — нет. Это важно, так как в области машинного обучения, создание признаков — является ключевым и сейчас мы переходим на этап, когда компьютер сам учится создавать и отбирать признаки. Машина сама выделяет иерархию информативных признаков.

Итак, в процессе обучения (просмотра сотен картинок) сверточная сеть формирует иерархию признаков различного уровня глубины. Вот на первом уровне, они могут выделить, например, такие элементы (отражая контрастность, угол, границу и т.д.).


На втором уровне — это уже будет элемент из элементов первого уровня. На третьем — из второго. Надо понимать, что данная картинка — просто демонстрация. Сейчас в промышленной применение, такие сети имеют от 10 до 30 слоев (уровней).

После того, как такая сеть обучилась — мы можем её использовать для классификации. Подав на вход какое-то изображение, группы нейронов первого слоя пробегаются по изображению, активируясь в тех местах, где есть соответствующий конкретному элементу элемент картинки. Т.е. эта сеть разбирает картинку на части — сначала на черточки, штрихи, углы наклона, потом более сложные части и в конце она приходит к выводу, что картинка из такого рода комбинации базовых элементов — это лицо.

Подробнее про сверточные сети —

Сегодня граф – один из самых приемлемых способов описать модели, созданные в системе машинного обучения. Эти вычислительные графики составлены из вершин-нейронов, соединенных ребрами-синапсами, которые описывают связи между вершинами.

В отличие скалярного центрального или векторного графического процессора, IPU – новый тип процессоров, спроектированный для машинного обучения, позволяет строить такие графы. Компьютер, который предназначен для управления графами – идеальная машина для вычислительных моделей графов, созданных в рамках машинного обучения.

Один из самых простых способов, чтобы описать процесс работы машинного интеллекта – это визуализировать его. Команда разработчиков компании Graphcore создала коллекцию таких изображений, отображаемых на IPU. В основу легло программное обеспечение Poplar, которое визуализирует работу искусственного интеллекта. Исследователи из этой компании также выяснили, почему глубокие сети требуют так много памяти, и какие пути решения проблемы существуют.

Poplar включает в себя графический компилятор, который был создан с нуля для перевода стандартных операций, используемых в рамках машинного обучения в высокооптимизированный код приложений для IPU. Он позволяет собрать эти графы воедино по тому же принципу, как собираются POPNN. Библиотека содержит набор различных типов вершин для обобщенных примитивов.

Графы – это парадигма, на которой основывается все программное обеспечение. В Poplar графы позволяют определить процесс вычисления, где вершины выполняют операции, а ребра описывают связь между ними. Например, если вы хотите сложить вместе два числа, вы можете определить вершину с двумя входами (числа, которые вы хотели бы сложить), некоторые вычисления (функция сложения двух чисел) и выход (результат).

Обычно операции с вершинами гораздо сложнее, чем в описанном выше примере. Зачастую они определяются небольшими программами, называемыми коделетами (кодовыми именами). Графическая абстракция привлекательна, поскольку не делает предположений о структуре вычислений и разбивает вычисления на компоненты, которые процессор IPU может использовать для работы.

Poplar применяет эту простую абстракцию для построения очень больших графов, которые представлены в виде изображения. Программная генерация графика означает, что мы можем адаптировать его к конкретным вычислениям, необходимым для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов IPU.

Компилятор переводит стандартные операции, используемые в машинных системах обучения, в высокооптимизированный код приложения для IPU. Компилятор графов создает промежуточное изображение вычислительного графа, которое разворачивается на одном или нескольких устройствах IPU. Компилятор может отображать этот вычислительный граф, поэтому приложение, написанное на уровне структуры нейронной сети, отображает изображение вычислительного графа, который выполняется на IPU.


Граф полного цикла обучения AlexNet в прямом и обратном направлении

Графический компилятор Poplar превратил описание AlexNet в вычислительный граф из 18,7 миллиона вершин и 115,8 миллиона ребер. Четко видимая кластеризация – результат прочной связи между процессами в каждом слое сети с более легкой связью между уровнями.

Другой пример – простая сеть с полной связью, прошедшая обучение на MNIST – простом наборе данных для компьютерного зрения, своего рода «Hello, world» в машинном обучении. Простая сеть для изучения этого набора данных помогает понять графы, которыми управляют приложения Poplar. Интегрируя библиотеки графов с такими средами, как TensorFlow, компания представляет один из простых путей для использования IPU в приложениях машинного обучения.

После того, как с помощью компилятора построился граф, его нужно выполнить. Это возможно с помощью движка Graph Engine. На примере ResNet-50 демонстрируется его работа.


Граф ResNet-50

Архитектура ResNet-50 позволяет создавать глубокие сети из повторяющихся разделов. Процессору остается только единожды определить эти разделы и повторно вызывать их. Например, кластер уровня conv4 выполняется шесть раз, но только один раз наносится на граф. Изображение также демонстрирует разнообразие форм сверточных слоев, поскольку каждый из них имеет граф, построенный в соответствии с естественной формой вычисления.

Движок создает и управляет исполнением модели машинного обучения, используя граф, созданный компилятором. После развертывания Graph Engine контролирует и реагирует на IPU или устройства, используемые приложениями.

Изображение ResNet-50 демонстрирует всю модель. На этом уровне сложно выделить связи между отдельными вершинами, поэтому стоит посмотреть на увеличенные изображения. Ниже приведены несколько примеров секций внутри слоев нейросети.

Почему глубоким сетям нужно так много памяти?

Большие объемы занимаемой памяти – одна из самых больших проблем глубинных нейронных сетей. Исследователи пытаются бороться с ограниченной пропускной способностью DRAM-устройств, которые должны быть использованы современными системами для хранения огромного количества весов и активаций в глубинной нейронной сети.

Архитектуры были разработаны с использованием процессорных микросхем, предназначенных для последовательной обработки и оптимизации DRAM для высокоплотной памяти. Интерфейс между двумя этими устройствами является узким местом, которое вводит ограничения пропускной способности и добавляет значительные накладные расходы в потреблении энергии.

Хотя мы еще не имеем полного представления о человеческом мозге и о том, как он работает, в целом понятно, что нет большого отдельного хранилища памяти. Считается, что функция долговременной и кратковременной памяти в человеческом мозге встроена в структуру нейронов+синапсов. Даже простые организмы вроде червей с нейронной структурой мозга, состоящей из чуть более 300 нейронов, в какой-то степени функцией памяти.

Построение памяти в обычных процессорах – это один из способов обойти проблему узких мест памяти, открыв огромную пропускную способность при гораздо меньшем энергопотреблении. Тем не менее, память на кристалле – дорогая штука, которая не рассчитана на действительно большие объемы памяти, которые подключены к центральным и графическим процессорам, в настоящее время используемым для подготовки и развертывания глубинных нейронных сетей.

Поэтому полезно посмотреть на то, как память сегодня используется в центральных процессорах и системах глубокого обучения на графических ускорителях, и спросить себя: почему для них необходимы такие большие устройства хранения памяти, когда головной мозг человека отлично работает без них?

Нейронным сетям нужна память для того, чтобы хранить входные данные, весовые параметры и функции активации, как вход распространяется через сеть. В обучении активация на входе должна сохраняться до тех пор, пока ее нельзя будет использовать, чтобы вычислить погрешности градиентов на выходе.

Например, 50-слойная сеть ResNet имеет около 26 миллионов весовых параметров и вычисляет 16 миллионов активаций в прямом направлении. Если вы используете 32-битное число с плавающей запятой для хранения каждого веса и активации, то для этого потребуется около 168Мб пространства. Используя более низкое значение точности для хранения этих весов и активаций, мы могли бы вдвое или даже вчетверо снизить это требование для хранения.

Серьезная проблема с памятью возникает из-за того, что графические процессоры полагаются на данные, представляемые в виде плотных векторов. Поэтому они могут использовать одиночный поток команд (SIMD) для достижения высокой плотности вычислений. Центральный процессор использует аналогичные векторные блоки для высокопроизводительных вычислений.

В графических процессорах ширина синапса составляет 1024 бит, так что они используют 32-битные данные с плавающей запятой, поэтому часто разбивают их на параллельно работающие mini-batch из 32 образцов для создания векторов данных по 1024 бит. Этот подход к организации векторного параллелизма увеличивает число активаций в 32 раза и потребность в локальном хранилище емкостью более 2 ГБ.

Графические процессоры и другие машины, предназначенные для матричной алгебры, также подвержены нагрузке на память со стороны весов или активаций нейронной сети. Графические процессоры не могут эффективно выполнять небольшие свертки, используемые в глубоких нейронных сетях. Поэтому преобразование, называемое «понижением», используется для преобразования этих сверток в матрично-матричные умножения (GEMM), с которыми графические ускорители могут эффективно справляться.

Дополнительная память также требуется для хранения входных данных, временных значений и инструкций программы. Измерение использования памяти при обучении ResNet-50 на высокопроизводительном графическом процессоре показало, что ей требуется более 7,5 ГБ локальной DRAM.

Возможно, кто-то решит, что более низкая точность вычислений может сократить необходимый объем памяти, но это не так. При переключении значений данных до половинной точности для весов и активаций вы заполните только половину векторной ширины SIMD, потратив половину имеющихся вычислительных ресурсов. Чтобы компенсировать это, когда вы переключаетесь с полной точности до половины точности на графическом процессоре, тогда придется удвоить размер mini-batch, чтобы вызвать достаточный параллелизм данных для использования всех доступных вычислений. Таким образом, переход на более низкую точность весов и активаций на графическом процессоре все еще требует более 7,5ГБ динамической памяти со свободным доступом.

С таким большим количеством данных, которые нужно хранить, уместить все это в графическом процессоре просто невозможно. На каждом слое сверточной нейронной сети необходимо сохранить состояние внешней DRAM, загрузить следующий слой сети и затем загрузить данные в систему. В результате, уже ограниченный пропускной способностью задержкой памяти интерфейс внешней памяти страдает от дополнительного бремени постоянной перезагрузки весов, а также сохранения и извлечения функций активации. Это значительно замедляет время обучения и значительно увеличивает потребление энергии.

Существует несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, такие операции, как функции активации, могут выполняться “на местах”, позволяя перезаписывать входные данные непосредственно на выходе. Таким образом, существующую память можно будет использовать повторно. Во-вторых, возможность для повторного использования памяти можно получить, проанализировав зависимость данных между операциями в сети и распределением той же памяти для операций, которые не используют ее в этот момент.

Второй подход особенно эффективен, когда вся нейронная сеть может быть проанализированна на этапе компиляции, чтобы создать фиксированную выделенную память, так как издержки на управление памятью сокращаются почти до нуля. Выяснилось, что комбинация этих методов позволяет сократить использование памяти нейронной сетью в два-три раза.
Третий значительный подход был недавно обнаружен командой Baidu Deep Speech. Они применили различные методы экономии памяти, чтобы получить 16-кратное сокращение потребления памяти функциями активации, что позволило им обучать сети со 100 слоями. Ранее при том же объеме памяти они могли обучать сети с девятью слоями.

Объединение ресурсов памяти и обработки в одном устройстве обладает значительным потенциалом для повышения производительности и эффективности сверточных нейронных сетей, а также других форм машинного обучения. Можно сделать компромисс между памятью и вычислительными ресурсами, чтобы добиться баланса возможностей и производительности в системе.

Нейронные сети и модели знаний в других методах машинного обучения можно рассматривать как математические графы. В этих графах сосредоточено огромное количество параллелизма. Параллельный процессор, предназначенный для использования параллелизма в графах, не полагается на mini-batch и может значительно уменьшить объем требуемого локального хранилища.

Современные результаты исследований показали, что все эти методы могут значительно улучшить производительность нейронных сетей. Современные графические и центральные процессоры имеют очень ограниченную встроенную память, всего несколько мегабайт в совокупности. Новые архитектуры процессоров, специально разработанные для машинного обучения, обеспечивают баланс между памятью и вычислениями на чипе, обеспечивая существенное повышение производительности и эффективности по сравнению с современными центральными процессорами и графическими ускорителями.







2024 © gtavrl.ru.