Квадраты шульте распечатать. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей


При движении взгляда наибольшая острота зрения возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте.

Работа с таблицей Шульте развивает объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда символы, находящиеся в поле зрения, воспринимаются одновременно, а пересчитываются последовательно. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры.

Как часто использовать таблицу Шульте для тренировки навыка скорочтения

При регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет освоения параллельного режима (а не сканирующего, последовательного) распознавания печатных символов.

Как повысить внимание к изучаемому предмету?

Внимание так же можно, как бы позаимствовать у других.

  1. Найдите увлеченного нужной темой человека и попросите его рассказать о предмете.
  2. Соревнуйтесь с кем либо из товарищей. Определите конкурента и проявите усилия чтобы опередить его.

Как фиксировать успехи в занятиях?

  1. Ведите журнал, в котором фиксируйте достижения и рекорды.
  2. Ведите график, в котором отмечайте сколько времени вы провели за изучением того или иного предмета.

Что такое чтение

Чтение это слуховой метод восприятия знаковой информации. Читатель, как бы ведет неспешную беседу с автором текста. В определенный момент, читатель может сделать паузу. Обдумать прочитанное (сказанное).

Чтение - когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка , обмена информацией и идеями.

Чтение это взаимодействие между текстом и читателем, который формируется на основе предварительных знаний.

Чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, не ограничивая читателя в чтении.

Начните быстро читать прямо сейчас!

Обычный читатель уже обладает широким углом зрения

То, чему учат в школах скорочтения уже у вас есть - Вы уже обладаете достаточно широким углом зрения (доказательства смотрите в видео или при помощи компьютерного тренинга ).

Человеческий мозг привык работать быстро

Мозг привык работать быстро. Он легко и просто разгадывает шарады, которые ему преподносит жизнь.

Прочитайте, что здесь написано?

хмуа, аумх-цакухото,

ооннпчеозоле хрюоб!

хаму по люпо пашло,

аухм ежкуден лшана.

шлпоа хаму на азрба
и клупиа соварам:

<рихтподие, кыантара,

я асв чема щгоуу!>

Помните, главное, правильно перестроить сознание!

Мы читаем не словами, а смыслами

Давайте, разорвем текст на полоски и сдвинем их по вертикали. Как это не удивительно - читать этот текст будет возможно. Вы даже не будете замечать, что текст смещен. Невообразимым образом, мозг адаптируется к возникшей сложности.

Так почему же мы так медленно читаем?

Потому что, ищем ответ там где его нет.

Искать потерянные ключи следует не там где светло, а там, где потерял

Как пользоваться Таблицами Шульте онлайн

Нажмите на стрелку в нижнем правом углу. Концентрируйте взгляд на красной точке в центре экрана и одновременно старайтесь увидеть все цифры на поле. Этого можно добиться рассеянным взглядом. Смотрите сквозь экран (листок). Пытайтесь последовательно определить где находятся цифры от 01 до 25 и при этом не убирать взгляд с центральной точки. При каждом нажатии мышкой на центральную точку задание будет меняться.

Этот тренинг позволяет увеличить периферическое зрения, что ведет к увеличению скорости чтения.

Занимайтесь таблицами Шульте по 15 минут в день в течении двух недель и вы удвоите, а может быть и утроите скорость чтения.

Чем человек просвещеннее, тем
он полезнее своему отечеству.
(Грибоедов)

Немного физиологии - ограниченный угол зрения

Когда ребенок учится читать, то для него незнакомы начертания букв. Он с трудом распознает каждую букву. вместо чтения слова "кот", малыш читает к--о--т. в-о-т--к-а-к--ч-и-т-а-е-т--ч-е-л-о-в-е-к--с-у-з-к-и-м--о-в-а-т-о-м-у-г-л-о-м--з-р-е-н-и-я.

Постепенно, узнавание букв становится автоматическим, соответственно возрастает и скорость чтения. Следующим логическим шагом должно быть чтение словами и группами слов.

Узкий угол зрения - основная причина низкой скорости чтения.

Узкий угол зрения позволяет видеть крошечный кусочек страницы, может быть букву, а может быть слово. Узкий угол зрения это взгляд через окно паранджи.

Войдите в комнату и бросите косой взгляд. Скорее всего вы запомните много предметов. Это связанно с тем, что многие предметы для вас знакомы, а с другой стороны, это показатель возможностей мозга быстро запоминать информацию.

Для чего нужно уметь быстро читать

В любой области интеллектуальной деятельности приходится много читать. Чем шире поле нашего зрения, тем больше информации "за одну фиксксацию взглядом" мы можем выхватить из текста. Ребёнок читает по слогам не только из-за того, что его так научили. Одна из причин как раз в узком угле зрения - ребёнку трудно увидеть слово целиком.

Сделайте себе закладку на эту страницу , чтобы один-два раза в день тренироваться простыми компьютерными упражнениями. Вы потеряете всего 3-5 минут в день, но получите интересный результат: уже через неделю-полторы станет ясно, что поле зрения увеличилось.

Внимание и концентрация на прочитанном тексте

Внимание -основа психики человека. Внимание принимает активное участие во всей нашей жизни, и во многом успех или неудача в делах зависят именно от него.

Поэтому, приступая к делу, мы концентрируем внимание. А во время отдыха - расслабляемся.

Существует множество методик, которые тренируют внимание (объем, концентрацию, распределение). Одна из этих методик использует интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте.

Эта страница сделана на Flash технологиях.
Новая версия тренинговскорочтения вот здесь:

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения

Таблицы Шульте и дети (школьники):

Таблицами Шульте так же можно заниматься с детьми. Таблицы Шульте тренируют внимание у детей, расширяют угол зрения ребенка и тренируют навык полу-медитативного чтения.

При этом нужно иметь в виду, что преподавать скорочтение детям все же можно после 14 лет - то есть после того, как они научатся ставить перед собой цели и достигать их.

При движении взора большая острота зрения появляется в центральной зоне сетчатки глаза, так именуемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится вроде бы в тумане. Обширное поле зрения уменьшает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем текста, как проявили исследования, можно расширить, к примеру, при постоянном использовании таблиц Shulte online.

Работа с таблицей Шульте развивает объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда знаки, находящиеся в поле зрения, воспринимаются сразу, а пересчитываются поочередно. Главное – не найти числа, главное – при взоре в центр таблицы созидать сразу с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую числа. При постоянном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего места читаемого текста, так и за счет освоения параллельного режима (а не сканирующего, поочередного) определения печатных знаков.

Иностранный язык - тренировка иностранных языков | | | |

Таблицы Шульте считаются одним из наиболее эффективных тренажеров для улучшения периферического зрения, внимания, памяти. Соответственно, они помогают научиться быстро читать, легко отыскивать нужную информацию в тексте и развивают психическую устойчивость к внешним раздражителям во время работы. Они представляют собой табличку, в которой произвольно расположены цифры или буквы, одного или нескольких цветов в зависимости от уровня сложности.

Наиболее распространенный вариант таблицы: 5 столбцов и 5 строк, а в ячейках находятся числа от 1 до 25.

Суть упражнения

Во время работы с таблицами Шульте наиболее важную роль играют два пункта: скорость нахождения всех чисел в порядке возрастания (или убывания в зависимости от задания) и правильность выполнения упражнения. Только в этом случае будет положительный эффект от тренировок, и периферическое зрение будет улучшаться.

Таблицы Шульте успешно применяются как в индивидуальном порядке, так и массово, например, на коллективных тренингах. Наиболее быстрый и заметный эффект такая тренировка дает развивающемуся организму, то есть, детям, для которых разработаны специальные видоизмененные таблички.

Что можно ожидать при работе с таблицами?

Зрение человека работает таким образом, что наиболее точная его концентрация приходится на центральную зону сетчатки. Периферические же зоны работают гораздо менее эффективно, из-за чего угол и ширина обзора у человека несколько ограничены.

С помощью таблиц Шульте человек развивает несколько навыков:

  • Периферическое зрение (благодаря чему увеличивается объем фрагмента, который человек воспринимает при чтении);
  • Параллельность восприятия (с помощью таблиц мы учимся одновременно оценивать все ячейки, выбирая нужную, благодаря чему, впоследствии человек будет воспринимать информацию не последовательно – одну часть за другой, а одновременно несколько фрагментов);
  • Стрессоустойчивость (тренировка с таблицами, особенно, если проводить ее в шумном месте или с какими-либо отвлекающими звуками, например, музыкой, позволяет улучшить в стрессовых условиях, что значительно повышает трудоспособность);
  • (благодаря более расширению периферического зрения, человек увеличивает объем текста, который видит, что позволяет ему читать гораздо быстрее);
  • Быстрый поиск информации (работа с таблицами учит взглядом в одну точку охватывать большой объем текста, благодаря чему найти нужную информацию в огромном блоке становится значительно проще).

Прохождение теста также позволяет оценить текущие навыки, чтобы понять, требуется ли их улучшение.

Особое значение имеет работа с таблицами Шульте при общих тренингах нейролингвистического программирования. За счет упражнений повышается трудоспособность работников, а также их умение и скорость выполнения последовательных действий. То есть, таблицы учат человека отключать свое критическое восприятие действительности и переходить в несколько апатичное состояние, что идеально подходит для работы с логически последовательными операциями.

Методика прохождения упражнения

При работе с таблицами главным аспектом является правильность прохождения тренировки. Так как упор производится на улучшение периферического зрения, то тренинг начинают с того, что фокусируют взгляд на центральной ячейке таблицы, а остальные оценивают лишь периферией.

Правильная работа с таблицей выглядит следующим образом:

Скорость прохождения тоже является важным аспектом, но нельзя достигать ее за счет перемещения взгляда по всем ячейкам, так как эффект от тренинга будет потерян. Поэтому на следующем изображении показано, как проходить упражнение нельзя.

Искать числа следует по возрастанию от 1 до 25, мысленно отмечая найденные. Расстояние от глаз до таблицы должно равняться тому расстоянию, при котором человек привык читать. Таблица должна быть четко и полностью видна – обычно интервал составляет 35 – 40 см.

При правильном выполнении задания первое время будет казаться, что получается очень медленно, так как глаза не привыкли эффективно работать периферией. Однако уже через одну – две недели почувствуется положительный результат. Кроме того, на первых порах довольно сложно удерживать взгляд на центральной ячейке – он постоянно будет соскальзывать, чтобы привычно отыскать нужную ячейку центральным зрением. Важно удерживать его на одном месте, то есть, в центре таблицы.

Развитие периферического зрения требует определенного времени, поэтому не следует ожидать результаты уже на следующий день после тренировки. Для достижения максимального эффекта требуется проходить упражнения систематически, с определенной периодичностью. Следует устраивать себе 3 – 4 тренировки в неделю, однако не рекомендуется на протяжении одного сеанса проходить упражнение более 10 раз. Длительность тренинга подбирается индивидуально, но его видимый эффект появляется через несколько недель после начала.

Таблицы Шульте онлайн

Удобнее всего работать с таблицами в онлайн режиме. Мини-тренажер выдаст пользователю случайный вариант таблицы и позволит простым нажатием клавиши зафиксировать время выполнения задания.

В онлайн тестере представлены стандартные варианты таблиц, а вот более сложные уровни или определенные виды таблиц можно либо скачать, либо с развернутой интерпретацией результатов.

Для тех, кто любит особо сложные и интересные задания, представлен необычный вариант таблицы:

Как интерпретировать результат?

После прохождения таблицы возможно выведение определенных результатов. Вычисляются следующие показатели рабочего состояния:

  • Эффективность;
  • Врабатываемость;
  • Устойчивость.

С их помощью можно оценить не только статические, но и динамические результаты работы с таблицей. При расчете результатов с их дальнейшем интерпретацией учитывается скорость нахождения всех чисел (как минимум 4 показателя).

Результаты по всех шкалам могут оцениваться как хорошие, либо требующие тренировок. Для каждого возраста показатели нормы являются разными, как и для каждого варианта таблицы. Более подробно прочитать об интерпретации результатов можно здесь.

Скачать таблицы Шульте

При отсутствии интернета или желании иметь таблицы всегда под рукой в печатном варианте их можно скачать в различных форматах. Кроме того, распечатанные упражнения позволят проводить массовые тренинги на работе или, например, в детских коллективах.

Виды таблиц

Помимо стандартных вариантов 5х5, существуют более простые таблицы для начинающих 3х3 ячейки и 4х4. Также отдельно были созданы следующие варианты таблиц:

· Детские таблицы

Уменьшенные варианты таблиц, которые являются более простыми из-за меньшего количества цифр, отлично подходят для тренинга детей. Для самых младших подойдут упражнения с числами от 1 до 9, а для более старших деток предусмотрены таблицы с 12, 16 и 20 ячейками. Детские таблицы Шульте позволяют тренировать периферическое зрение уже с младшего школьного возраста. Узнать о них подробнее можно здесь.

· Буквенные таблицы

Данный модифицированный вариант таблиц подойдет для тех, кто хорошо помнит алфавит, желательно на уровне автоматизма, как и цифры. Сначала их прохождение будет вызывать определенные трудности из-за проблем с быстрым определением, какую букву искать следующей, однако эффект от таких тренировок гораздо более высокий, чем от цифровых аналогов. Они также бывают разных размеров и вариаций, о чем можно подробнее прочитать в соответствующем разделе о буквенных таблицах Шульте.

· Цветные таблицы

Интересным и усложненным аналогом являются красно-черные таблицы Шульте, в которых предусмотрено для блока чисел от 1 до 25. С их помощью можно значительно разнообразить тренинг, так как вариантов прохождения такого упражнения может быть несколько, например, поиск поочередно чисел красного и черного цвета или поиск всех чисел только одного цвета и так далее. Узнать подробнее о правилах тренинга с красно-черными таблицами можно в разделе о таблицах Горбова-Шульте.

Работа с данными таблицами поможет быстро и без особых усилий развить несколько полезных в работе навыков, что позволит значительно повысить трудоспособность и интеллектуальную нагрузку. Регулярные тренинги с таблицами Шульте являются наиболее эффективной тренировкой скорочтения и концентрации внимания.

Доказано, что при выполнении теста активизируется приток крови в зоне лобных долей головного мозга. Эти участки «отвечают» за интеллектуальные процессы, за координацию мыслей и действий при достижении поставленных целей.

Постоянный тренинг с таблицами Шульте развивает объемное внимание, когда изображения, попавшие в поле зрения, считываются одновременно. Это влияет на улучшение памяти, увеличение ее объема.

Также, регулярное исполнение упражнений с квадратами таблиц активизирует память, мыслительные процессы, способствует развитию навыков оперативного принятия решений. Быстро растет скорость поисковых движений, что активно используется в техниках быстрого чтения. Табличные «квадраты» Шульте задействованы в различных тренингах по нейролингвистическому программированию.

Помогите своему ребенку быстро адаптироваться в школьной среде! С малых лет научите его легко и непринужденно тренировать свою зрительную память, избавляя при этом от ошибок на письме или при счете. Используя таблицы Шульте, вы достигнете желаемого результата с малыми затратами времени и финансов.

Тренируем зрительную память

Маленький ребенок похож на пластилин, и от того, что вы будете из него лепить, и зависит, кем он станет. Одной из полезных и нужных характеристик развития является память. Зная это, любящие родители тренируют ее у малышей с ранних лет. Некоторые используют заучивание стихов, другие практикуют скороговорки и пословицы. Однако эти способы, конечно, направлены на улучшение способностей запоминания и развитие речи, но никак не воздействуют на зрительную память. А между тем забывать о ее существовании не стоит.

По мнению ученых, именно она в большей степени помогает ребенку быстрее и эффективнее освоить письмо и чтение. имеет направленное действие именно на запоминание знаков, другими словами, ребенок меньше сделает ошибок при письме, легко и быстро научится складывать, умножать, и впоследствии ему проще будет воспринимать основные математические формулы. Но на будущее, а сейчас поговорим детальнее о том, как работает таблица Шульте для детей.

Подготовка ребенка к школе при помощи таблицы Шульте

Идя в школу, ребенок должен быть готов к тому, что на него сваливается сразу много сложных и равнозначных задач. Он должен не только адаптироваться в разношерстном детском коллективе, но и научиться чтению, письму и счету. Детская психика очень ранима и чрезмерно восприимчива к критике, поэтому задача родителей - качественно подготовить ребенка к новому этапу его жизни. Ведь маленькому школьнику очень обидно, когда он так старается правильно писать слова или цифры, а в них находят ошибки.

Ситуацию может исправить практика с тренировкой памяти. Систематически выполняя упражнения, вы можете избежать значительного количества ошибок или вовсе распрощаться с ними. Все зависит от вашего, родители, терпения, ну и, конечно, от желания научить ребенка запоминать информацию не только на слух, но и зрительно.

Рассмотрим более подробно таблицы Шульте. Методика работы с ними направлена на увеличение возможного поля зрения вашего ребенка. По мнению специалистов, одной из причин низкой является маленький размер этого поля. Но его можно увеличить именно при помощи специальных игр и упражнений. В легкой и непринужденной форме родители помогут ребенку справиться с проблемой. Программа "Таблицы Шульте" предполагает занятия с карточками, которые можно приобрести или же изготовить самостоятельно.

Делаем пособие самостоятельно

В домашних условиях для изготовления таблицы Шульте понадобитсякартон (лист бумаги) и маркер (фломастер), которым вы будете писать цифры. Расчерчивая основу на несколько квадратов, вы создаете задание для тренировки. Уровень сложности зависит от возраста и способностей вашего ребенка. Поскольку вариантов может быть огромное количество, игры не надоедают деткам. Освоив самую простую схему, всегда можно перейти к более сложному заданию.

Первая карточка может состоять всего из 16 клеток, а в последующих нужно постепенно увеличивать количество (чем больше ячеек, тем сложнее задание). На картоне записываем в произвольном порядке числа от единицы до 25. Для эффективной работы у вас в распоряжении должно быть несколько таких табличек с разным расположением цифр. Стоит отметить: поскольку таблицы Шульте являются универсальным тренажером что необходимо для учебы, ими активно могут пользоваться и взрослые, но об этом чуть позже.

Разнообразные задания - интересные тренировки

Придумывая различные задания и используя указанные таблицы, можно разнообразить упражнения, превращая тренировки в вечную игру. Детям она очень нравится, к тому же, играя, они не так устают. А чтобы интерес не угас, родители или воспитатели должны периодически менять таблицы и стимулировать желание заниматься наградой или соревнованием среди деток.

Пример тренировки зрительной памяти при помощи таблицы Шульте

Имея карточку с цифрами, необходимо попросить ребенка назвать и показать все имеющиеся числа от 1 до 25 (или до 16, смотря, какая таблица у вас в руках). Потом желательно озвучить обратный счет. Согласно рекомендациям, ученики 1-2 класса не только показывают все цифры, но и проговаривают их вслух, а старшие дети могут ограничиться лишь указыванием.

После можно потренироваться, называя только четные или нечетные числа. Можно немного усложнить задание, работая по таблице в паре. К примеру, в одно и то же время ребенок называет числа в порядке возрастания, а мама или брат перечисляют нечетные числа. Соревновательный момент позволяет малышу научиться концентрировать свое внимание на определенном задании, не отвлекаясь на помехи. Регулярные тренировки не только укрепляют зрительную память, но и прекрасно развивают внимание и даже усидчивость ребенка.

Тест таблицы Шульте

Ученые разгадали секрет эффективности таблиц. Результаты проведенных научно-исследовательских экспериментов свидетельствуют о том, что таблицы Шульте оказывают благоприятное воздействие на активность мозга человека. Ученые, специализирующиеся в области функциональной нейровизуализации, определили, что влияние обусловлено заметным приливом крови к областям лобных долей коры головного мозга при решении новой задачи. Однако повторная попытка изучения той же картинки существенно снижала интенсивность кровотока.

Другими словами, интенсивность кровоснабжения зависела от сложности и от характера таблицы Шульте. Предлагая мозгу решение новых задач, мы не только стимулируем его работу, но и улучшаем его деятельность, увеличивая объем памяти и усиливая концентрацию внимания. Особенно эффективны для тренировки памяти и черно-красные таблицы Шульте. Это модифицированный материал. В каком плане? Цифр уже не 25, а 49. Половина - красные, половина - черные. Числа ребенок называет по очереди: сначала один цвет, потом другой. При этом перечисляя красные, он использует прямой счет (от 1 до 25), а при перечислении черных - обратный (от 24 до 1). Поскольку задание довольно сложное, предназначено оно для детей старшего школьного возраста (и для взрослых).

Самые эффективные тренировки для нашего интеллекта

Возникает вопрос: "Почему именно эти головоломки эффективны?" Тренировки стимулируют движение всего объема кровотока в те зоны коры, которые отвечают за активацию интеллекта в процессе принятия решений. Кроме того, отмечено, что основная часть головного мозга практически не отвлекается, как это обычно наблюдается при арифметических расчетах, решении кроссвордов или зубрежке стихотворений.

Находя решение логических задач, мы активируем математическое мышление и задействуем память, вспоминая ту или иную формулу. За эти способности отвечают другие отделы нашего мозга. Практически то же происходит и при разгадывании кроссвордов. Опять необходимо напрягать дополнительные участки коры головного мозга, которые отвечают за ассоциативное мышление и воспоминания. Другими словами, вновь теряется часть интенсивности кровеносного тока.

Общий объем крови распределяется по другим зонам, уменьшая при этом ее количество, поступающее в лобовые доли. То же самое наблюдается и при заучивании стихов. Вспоминая или заучивая на память фразы, мы активируем память, инициируя зоны, отвечающие за припоминание и хранение информации. Как результат, опять происходит снижение интенсивности кровотока.

Таблицы Шульте - оптимальный вариант для улучшения памяти

Совершенно другая схема осуществляется при тренировках с применением таблицы Шульте. Нет необходимости что-то вспоминать или выполнять математические действия (умножать, складывать, вычитать, делить), искать подходящие ассоциации, сверяя информацию с имеющимися данными. В ходе тренировки не приходится прикладывать особых дополнительных усилий.

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых : «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция : «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например : красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант : «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и так далее».

Тестовый материал

Обработка результатов теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания .

Виды ошибок : пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте , поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова . Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания .

Источники
  • Методика Горбова «Красно-черная таблица» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.117-118.

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания.

Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал


Обработка и интерпретация результатов теста
Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как:

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где Т i - время работы с i-той таблицей.
То есть: Эффективность работы (ЭР) равна суммарному времени работы с таблицами, деленному на количество таблиц.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т 1 / ЭР
Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т 4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.







2024 © gtavrl.ru.