Перегрузка мозга. Вот несколько советов, которые могут помочь в поддержании текущего порядка в голове


Ускоряющийся ритм жизни обязывает все знать, во всем разбираться и думать обо всем сразу. Но правда сурова: невозможно оставаться эффективным в режиме информационных перегрузок. Как же быть?

Чем вызваны информационные перегрузки

Объем информации в мире неудержимо растет, увеличиваются возможности ее дублирования и передачи. Одновременно доступ к любым сведениям все более упрощается благодаря техническому прогрессу. Так, владельцу современных гаджетов не нужно вставать с места, чтобы узнать последние новости, выбрать необходимый товар, увидеть произведения искусства, отправить письмо в любую точку мира.

Все это прекрасно, но у каждой медали две стороны.

Избыток входящей в сознание информации может давить на человека не слабее космических перегрузок. Пользователи сети опутаны каналами коммуникации, требующими немедленной реакции: ответа на электронное письмо, комментария к посту, лайка или голоса. Мозг ежесекундно вынужден обрабатывать огромное количество нужной и ненужной информации. Это объясняет, почему здоровые люди вдруг начинают жаловаться на головные боли, усталость, нарушения сна, тревожность и рассеянность.

Как проявляется информационная перегрузка

Часто переизбыток информации вызывает у человека чувство, что он не успевает за движением жизни, постоянно что-то упускает из виду, плохо справляется со своей деятельностью. Отсюда подавленность, ощущение потерянности, потери контроля над ситуацией.

Избыток информации, которую человек просто не в силах усвоить, может ухудшить качество работы и личной жизни.

  • Падение продуктивности. Казалось бы, у сотрудника открыты несколько вкладок на компьютере, два окна почты и рабочий коммуникатор, он пытается читать статьи, работать в информационной системе, попеременно отвечает на письма и телефонные звонки. За этим занятием проходит весь день, но многозадачность оказывается непродуктивной – реального результата он не достиг.
  • Снижение концентрации. Необходимость отвлекаться на сообщения, звонки выводит из состояния глубокой погруженности в работу. Требуется все больше времени для выполнения задачи. А раздражители в виде новостной ленты, соцсетей, мессенджеров постоянно норовят увести внимание в сторону.
  • Уменьшение креативности. Теряя время и силы на малопродуктивную деятельность (просмотр новостей, почты и пр.), человек не может применять в полной мере творческий подход к задачам.
  • Неспособность принять решение. Науке известен парадокс, когда больший выбор, предоставленный человеку, способен привести к худшему решению, вплоть до отказа принять решение. Порой бездействие может объясняться переизбытком свалившейся на личность информации.
  • Стрессовые состояния. Не случайно списки самых стрессовых профессий стабильно возглавляют те, что связаны с обработкой большого объема информации.

Как не допустить перегрузок

Приоритизация и систематизация

Надеяться на глобальное уменьшение и упорядочивание информационного потока не стоит. Нужно самим строить плотину, защищающую от негативных последствий перегрузок.

Важно расставить приоритеты – записать ближайшие цели и сосредоточиться на той информации, которая нужна для их достижения. Использовать одну вкладку в браузере, работая только с наиболее важной и срочной задачей. Отписаться от рассылок и каналов, которые не нужны для достижения цели. В череде бесконечно поступающих сведений изучать только ту информацию, которая может быть применима в вашей жизни. Остальное пропускать.

Самоконтроль

Нужно бороться с привычкой ежеминутно заглядывать в электронную почту, определив график ее просмотра. Полезно настроить сортировку писем в ящике и пользоваться функцией приоритизации.

Продуктивное одиночество

Усталому человеку необходимо найти время, когда он можете побыть наедине с собой, без гаджетов. Чем наполнить этот промежуток? Спортом, творчеством, релаксирующими техниками, прогулкой.

Важно полностью отключиться от информационного шквала, подарив отдых нервной системе.

Перерывы в работе

Сотрудники, которые устраивают небольшие перерывы, в целом эффективнее тех, кто не отдыхает в течение рабочего дня. Само собой, 15-минутный отдых должен быть свободен от информационного шума: не спеша выпитая чашка чая или короткая прогулка предпочтительнее листания веб-страниц.

Ограничение поступающей информации, избавление от «информационного мусора» качественно изменят жизнь.

Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличи­вает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение со­здает помехи нашей способности «думать». Одни люди реа­гируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию 10 .

Рациональное поведение, как правило, зависит от не­прерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собствен­ных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой челове­ческой способности предвидеть свое непосредственное лич-

ное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.

Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями сре­ду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.

Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точ­ность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше инфор­мации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изме­нения и новизна в окружающей среде, тем в большей ин­формации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.

Однако есть пределы восприятия сенсорной информа­ции, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Класси­фицируя информацию, реферируя и «кодируя» различны­ми способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны".

Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого орга­низма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала»*. Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатыва­ется, затем «выходит» в виде поступка, основанного на при­нятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации**.

* по которому проходит информация. - Примеч. пер.

** или выходных действий. - Примеч. пер.

Информация определяется и измеряется в особых еди­ницах, называемых бит*. Теперь эксперименты устанавли­вают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пиа­нино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мне­ниях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во-первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во-вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Представим себе, например, рабочего сборочного кон­вейера на фабрике, производящей детские кубики. Его ра­бота - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента кон­вейера движется с умеренной скоростью, у него не возни­кает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуж­дать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет рабо­тать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, пу­таться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.

В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо

* Бит есть величина информации, необходимая для того, чтобы сделать выбор между двумя равносильными (т. е. равно­вероятными. - Примеч. пер.) решениями типа альтернативы. Количество битов, на которое должно превышать выбираемое решение, удваивается.

больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускоре­ния движения линии конвейера.

В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из не­скольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число на­жатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый-красный-красный-зеленый на­жми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый-голубой-желтый-зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабаты­вать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы 12 .

Подобные эксперименты были проведены для того, что­бы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, го­ворить отдельные фразы, решать головоломки, а также вы­полнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что-либо делать.

Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не про­сто из-за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти экспери­менты обнаружили также, что чем больше времени дава­лось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.

Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять изве­стные формы психологических и даже психических рас-

стройств. Руководители озабочены требованиями быстро­го, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным ма­шинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность лю­дей думать и действовать существенно ослаблена воздей­ствием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во вре­мя сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешествен­ников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.

Один из пионеров изучения информатики, д-р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно зая­вил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать... ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная пере­грузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний 13 .

Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не со­единяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормаль­ных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фи­гур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наво­дят на меня уныние».

В книге «Беспорядки в информации» Миллер описыва­ет эксперименты, в которых использовались тесты на ассо­циации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на

две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа ра­ботала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыст­ряющегося поступления информации. Испытуемые, нахо­дящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реак­ции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме 14 .

Аналогичные эксперименты, проводившиеся психоло­гами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным бо­лее тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения вре­мени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.

«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - ...что шизофрения (как все еще непознанный процесс, воз­можно, связанный с дефектом метаболизма, который уси­ливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом... испытывают трудности при получении информации, входящей с обыч­ными скоростями, точно так же как нормальные люди ис­пытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают та­кие же ошибки, какие делают нормальные люди при уско­ренных темпах поступления информации».

Короче, Миллер доказывает, что механизм человечес­кого поведения ломается под действием перегрузки инфор­мацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изме­нений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адап­тироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми

ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабаты­вать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по мень­шей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо опре­делить.

Информационная перегрузка

На доске объявлений слишком много информации

Понятие «Информационная перегрузка» популяризировал Элвин Тоффлер в своем бестселлере «Шок будущего» 1970 года. Термин относится к трудности понимания проблемы и принятия решений, причиной которой является избыток информации. Сам термин упоминается в книге Бертрама Гросса «Управление организацией» 1964 года.

Термин и концепция предшествовали Интернету, и могут оцениваться с точки зрения библиотечных и информационных наук, а также с точки зрения психологии. В психологии информационная перегрузка относится к переизбытку входящей в наше сознание информации. По Тоффлеру, информационная перегрузка - это сенсорная перегрузка в Информационную эпоху, термин, который был введен в 1950 году. Сенсорную перегрузку понимали как причину дезориентации и отсутствие ответной реакции. Тоффлер утверждал, что информационная перегрузка имеет подобного рода эффект только на более высоком когнитивном уровне, он пишет: «Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение.»

По мере того как мир входит в новую эпоху глобализации, все большее число людей подключается к Интернету, чтобы провести собственное исследование и получить возможность производить и потреблять данные со все большего количества сайтов. Юзеры теперь классифицируются как активные пользователи, потому что все большее количество людей становится охваченным цифровой эпохой. Все большее число людей считаются активными писателями и зрителями из-за своего участия. Этот поток создает новую жизнь, где мы находимся в опасности стать зависимыми от этого метода доступа к информации. Поэтому мы видим, информационная перегрузка из-за мгновенного доступа к такому количеству информации не гарантирует достоверности и отсутствие дезинформированности.

По данным университета Сиэтла Sonora Jha, журналисты используют веб для проведения своих исследований, получения информации в отношении источников для интервью и пресс-релизов, обновления новостей в интернете и, таким образом, это показывает постепенный сдвиг в отношениях из-за быстрого роста Интернет. Лоуренс Лессиг описал природу интернета как «чтение-запись».

История

Ранняя история

Информационная перегрузка была зарегистрирована во все периоды, когда достижения в области технологии увеличили производство информации. Уже в 3 и 4 веках до нашей эры люди относились к информационной перегрузке с неодобрением. Примерно в это же время Экклезиаст писал: «А сверх того, сын мой, остерегайся составлять много книг - конца не будет; а много читать - утомительно для плоти». В 1 веке нашей эры Сенека Старший прокомментировал, что «обилие книг является отвлечением внимания». Аналогичные жалобы вокруг роста книг были также упомянуты в Китае.

Ренессанс

Общие причины

Основные причины информационной перегрузки включают:

  • стремительный рост новой информации, которая производится
  • простота дублирования и передачи данных через интернет
  • увеличение доступных каналов входящей информации (например, телефон, электронная почта, мгновенный обмен сообщениями, rss)
  • большое количество исторических сведений
  • противоречия и неточности в имеющейся информации
  • низкое соотношение сигнал/шум
  • отсутствие метода сравнения и обработки различных видов информации
  • куски информации не связаны или не имеют общей структуры для выявления их отношений

Электронная почта остается основным источником информационной перегрузки, так люди пытаются идти в ногу со скоростью входящих сообщений. Также как с фильтрацией нежелательных рекламных сообщений (спама) пользователям приходится бороться с растущим использованием вложений в электронной почте в виде объемных докладов, презентаций и мультимедийных файлов.

В 2007 году блог New York Times описал e-mail как причину, по которой экономика теряет 650 миллиардов долларов. В апреле 2008 года New York Times сообщила, что "электронная почта стала бичом некоторых людей в профессиональной жизни" из-за перегрузки информацией, но "ни один из современных громких интернет-стартапов, сосредоточенных на электронной почте, в действительности не устраняет проблему перегрузки, потому что никто не помогает готовить нам ответы".

В январе 2011 года Eve Tahmincioglu, работающая в MSNBC написала статью под названием «Что делать с переполненным почтовым ящиком». Компилируя статистические данные с комментариями экспертов, она сообщала, что в 2010 году 294 млрд сообщений отправлялось ежедневно, в 2009 - 50 млрд. Цитируя автора: Маша Эган, эксперт по рабочей продуктивности, заявила, что люди должны понимать разницу между работой с электронными письмами и их сортировкой. Это означало, что прежде, чем сразу же отвечать на каждое письмо, следует удалить ненужные электронные письма и рассортировать остальные. Потом Эган говорит: мы более проводимые, чем когда-либо прежде, и в результате мы должны быть более внимательны, управляя электронной почтой, иначе она будет управлять нами.

The Daily Telegraph цитирует Николаса Карра, бывшего исполнительного редактора Harvard Business Review и автора книги «Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами», в которой говорится, что электронная почта эксплуатирует наш основной человеческий инстинкт поиска новой информации, делая людей зависимыми, заставляя их «бездумно нажимать рычаги в надежде получить дозу социальной и интеллектуальной пищи». Его озабоченность разделяет Эрик Шмидт , исполнительный директор Google , который заявил, что «мгновенные устройства» и обилие информации, воздействию которой люди подвергаются посредством электронной почты и других технологических источников может оказывать воздействие на мыслительный процесс, препятствуя глубокому мышлению, пониманию, тормозит формирование воспоминаний и затрудняет процесс обучения. Это состояние «когнитивной перегрузки» уменьшает возможность удержания информации и не позволяет соединить воспоминания, переживания, хранящиеся в долговременной памяти, оставляя мысли «тонкими и рассеянными». Это отражается и в образовательном процессе.

Технологические инвесторы проявляют аналогичную обеспокоенность.

В дополнение к электронной почте, мировая паутина предоставила доступ к миллиардам страниц информации. Во многих офисах работникам предоставлен неограниченный доступ в интеренет, позволяя им управлять своими собственными исследованиями. Использование поисковых машин позволяет пользователям быстро находить информацию. Тем не менее, информация, опубликованная онлайн, не всегда надежна из-за отсутствия полномочий утверждения и обязательной точности проверки перед публикацией. В результате люди пользуются перекрестной проверкой читаемых материалов перед принятием решения, и это занимает больше времени.

Реакции

Реакция бизнеса и власти

Многие ученые, корпоративные лица, принимающие решения, и федеральные политики признают величину и растущее влияние этого явления. В июне 2008 года группа заинтересованных исследователей из разнообразных корпораций, небольших компаний, академических учреждений и консалтинговых агентств создали Группу Исследования Информационной Перегрузки, некоммерческая заинтересованная группа, посвященная повышению осведомленности, обмену результатами научных исследований и содействию создания решений вокруг информационной перегрузки.

Недавние исследования показывают, что «экономия внимания» возникает от информационной перегрузки, что позволяет интернет-пользователям обрести больший конроль над их онлайн-опытом, особенно в отношении средств связи, таких как электронная почта и сервисы мгновенных сообщений. Это может предполагать какую-то стоимость для привязанных к электронным письмам. Например, менеджеры взымают небольшую плату за каждое полученное письмо, например, 5$, которое должен оплатить отправитель. Цель такого начисления в том, чтобы заставить отправителя рассмотреть необходимость перерыва. Однако, такое предложение подрывает основу популярности e-mail, а именно - ее бесплатность.

СМИ

СМИ, как и Интернет, проводят исследования в целях содействия повышению степени осведомленности об информационной перегрузке. В исследовании «Предвестники рака информационной перегрузки: результаты национального опроса» проводилось изучение относительно людей, которые столкнулись с информационной перегрузкой при поиске медицинской информации о раке, и влиянии этого процесса на них. Вывод из исследования объясняет как должна быть распределена медицинская информация и как должны проводиться информационные кампании для предотвращения распространения в интернете неуместной или некорректной информации.

Кроме того, существует множество книг, публикующихся, чтобы способствовать более глубокому пониманию информационной перегрузки и обучить читателя обрабатывать информацию более осознанно и эффективно. Это такие книги как «Выживание в информационной перегрузке» Кэвина Миллера, «Управление информационной перегрузкой» Линн Лайвели и «Принцип релевантности» Стефании Лучетти, продуктивно рассматривающие эту тему.

Проблема организации

Некоторые ученые-когнитивисты и графические дизайнеры подчеркивают различие между сырой информацией и информацией в той форме, в которой мы можем использовать ее в мыслительных операциях. С этой точки зрения информационную перегрузку нагляднее будет показать как организацию недогрузки. То есть, они предполагают, что проблема заключается не столько в объеме информации, но в том, что мы не можем понять, как ее использовать в сыром или предвзятом виде, в котором она предстает нам. Авторы, которые приняли этот курс, художник-график и архитектор Ричард Соул Вурман (человек, который придумал фразу «информационный архитектор») и статистик и когнитивный ученый Эдвард Тафт. Вурман использует термин «информационная тревога», чтобы описать наше отношение к объему информации в целом и наши ограничения на ее обработку. Тафт, в первую очередь, фокусируется на количественной информации и анализирует способы организации больших сложных наборов данных визуально облегчающих ясное мышление.

Литература

  • * Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 114-121. .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационная перегрузка" в других словарях:

    информационная перегрузка - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN information overloadinformation overloading … Справочник технического переводчика

    Информационная война - – этот термин впервые оказался в фокусе общественного внимания в связи с войной в Персидском заливе в 1991. Вообще, венцом классической военной истории являются две мировые войны XX века. Технический прогресс достиг невиданных ранее высот, до… … Энциклопедический словарь СМИ

    Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое,… … Психологическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Интернет з … Википедия

1 159


Информационная перегрузка. Информационный взрыв. Неэффективное мышление. Скорая помощь.

«Лучше меньше, да лучше» — это лучшее высказывание, что можно привести про информацию сейчас. Её так много, что голова идет кругом. Объем информации удваивается каждые 18 мес. В 2002 г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт) или чуть более 18 миллиардов гигабайтов.

В этом коротком посте хочу обратить внимание на синдромы информационной перегрузки и меры предосторожности при обращении с информацией. Есть еще одно крылатое выражение Н.М. Родштльда: «Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Он, конечно, имел в виду мир внешний. Мы же будем рассматривать мир внутренний. Бесспорно вы согласитесь, что в своей голове нужно иметь своего царя, если, конечно, нет желания, чтобы вами владели всякие Родшельды.

Что такое информационная перегрузка

Определение инфоперегрузки (Information Overload) впервые было дано профессором информационных наук лондонского городского университета Дэвидом Боуденом (David Bawden) в исследовании 2008 года, названном «Темная сторона информации: перегрузка, тревожность и другие парадоксы и патологии» (The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies). Соавтором его выступила коллега Боудена по университету — доктор информатики Лин Робинсон (Lyn Robinson), изучающая влияние получаемой информации на поведение человека.

Боуден и Робинсон определили информационную перегрузку как «состояние цивилизации, при котором объем потенциально полезной и актуальной информации, превышает возможность ее обработки средним человеком и становиться помехой, а не подспорьем». Простой пример. Человеку нужно построить дом, но он его не строит, потому что безнадежно застрял на этапе изучения информации о том, как строить дом.

Виды информационной перегрузки

1. Информационный вампиризм — зависимость от информации, получаемой через Интернет или телевидение. Человек не отрывается от телевизора или не вылезает из глобальной сети, что по сути приобретает форму бегства от личных проблем и компенсации жизненной неустроенности. Это похоже на любую химическую зависимость — алкоголизм, наркоманию и прочие зависимости.

2. Многозадачность — необходимость заниматься несколькими делами одновременно. Но, как уже не раз доказано опытным путём, в один момент времени человек может заниматься лишь одним делом, держа в кратковременной памяти от 5 до 7 элементов. В такой атмосфере человек тратит гораздо больше энергии на переключение внимание между объектами концентрации, чем на саму работу, потому что каждый раз при переключении приходится, как бы, освежать память. Это похоже на работу оперативной памяти компьютера или телефона, когда переключаясь между приложениями происходит их частое обновление. О таком виде инфоперегрузки можно сказать, что человек только «делает вид, что работает», так как его продуктивность невелика.

3. Добывание фактов — ситуация, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно «перелопатить» огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются. Это «куркульный» подход также опасен, так как неизбежно превращает всю потенциально полезную информацию в бесполезный хлам (не применённую).

Информационный взрыв.

Информация в современном мире накапливается угрожающими темпами — согласно словам Эрика Шмидта (Eric Schmidt), бывшего CEO Google, «От начала цивилизации и до 2003 года было создано около 5 Экзабайт (5 000 000 000 Гб) информации. Теперь человечество создает столько данных всего за 2 дня».

Цифровая Вселенная растет быстрее, чем предполагалось в самых смелых прогнозах: специалисты из аналитической фирмы International Data Corporation (IDC) предполагали, что к началу 2011 года человечество накопит до 1,8 Зб информации, однако масштабное исследование корпорации ICANN выявило наличие 2,56 Зеттабайта цифровых данных в мире уже в сентябре того же года. Заметим, что гораздо более ранее исследование Бона и Шорта, указавших объем потребления информации в 3,6 Зеттабайта только для США, учитывало неоднократное обращение пользователя к одному и тому же источнику трафика (например, к серверам многопользовательских игр).

Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30%. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт.

Медитация — пожалуй, самый эффективный из методов эмо-инфочистки и скорая помощь при переживании острого иноформационно-эмоционального перегруза. Перейдите, скачайте, сделайте. Будет еще много полезного, если подпишитесь на рассылку. Никакого спама.

Кстати, полезно будет знать, что в устройстве нашего организма есть система самозащиты от сверх эмоционального раздражения. Она называется «ступор». Если сравнить психику с автомобилем, то ступор будет соответствовать торможению «с полной блокировкой колес». Менее выраженная форма ступора — «легкое притормаживание» — это полюбившаяся многим депрессия. Депрессия — менее выраженная реакция на инфоперегруз.

Вот несколько советов, которые могут помочь в поддержании текущего порядка в голове.

  • Собирайте только полезную информацию. Не пытайтесь узнать все обо всем: при нынешних темпах производства информации это невозможно.
  • Будьте честны с самим собой. Если вас что-то беспокоит, не стоит «топить» свою тревогу в море ненужной информации.
  • Не хватайтесь за несколько дел сразу, работайте над своими задачами поочередно.
  • Планируйте свое время, выделяйте важные и второстепенные, срочные и не срочные задачи.
  • Соблюдайте баланс между работой и отдыхом, высыпайтесь и отдыхайте (это самое сложное).
  • Пользуйтесь прекрасной свойством мозга — забывать все лишнее и само-очищаться.

Ну и напоследок еще несколько любопытных фактов:

По данным экспертов, около 1 петабайта текстовой информации во всем Интернете, а также всё написанное человеком, статьи, книги, учебники и т. д. При этом объем памяти мозга по разным оценкам составляет порядка зетабайта. Однако человека нельзя рассматривать как устройство запоминания, типа как флешку, ведь он может создавать информацию самостоятельно, быть её источником. Флешки и компьютеры на такое не способны, поэтому это сравнение неприемлемо. И вообще, все информация существует по причине существования человека. Он центр, источник, пользователь.

  • информационная перегрузка вызывает серьезный стресс и ведет к общему ухудшению здоровья,
  • а чрезмерное использование социальных медиа может даже привести к потере кратковременной памяти!

По мере возможности избегайте информационной перегрузки. Предупрежден — вооружен.

В 1875 году любой грамотный математик мог полностью усвоить доказательства всех существовавших на тот период теорем за несколько месяцев. В 1975 году, за год до того как была доказана теорема о четырех цветах, об этом уже не могло быть и речи, однако отдельные математики еще могли теоретически разобраться с доказательством любой известной теоремы. К 2075 году многие области чистой математики будут построены на использовании теорем, доказательства которых не сможет полностью понять ни один из живущих на Земле математиков — ни в одиночку, ни коллективными усилиями.

И подобная ситуация настанет практически во всех областях современной науки. Даже я еще помню времена, когда термин «компьютерщик» означал полностью самодостаточного универсала: ремонтник, низкоуровневый программист, специалист по локальным сетям и прочему — все это сочеталось в рамках одной личности. Далее произошло распараллеливание и фрагментация.

Иначе говоря, далее развитие цивилизации либо резко замедлится , либо «мы все изменимся» и адаптируемся под текущие темпы развития. Сегодняшний пример Эда показал, что как минимум часть людей способна преодолеть психо-информационный барьер в условиях перегрузки, чтобы обрести новые видовые «шизофренические» свойства. Хорошо это или плохо — покажет время. Помнится, когда я был еще совсем молодым, очень много говорилось, что Владимир Ильич Ленин также умел одновременно читать сразу две книги, но опосля мучительно помер от «размягчения головного мозга» («но дело его живет», — спешно осекался политрук в этом месте на уроках политинформации). Поразмыслив сегодня о «софтовых вариантах» изменения человечества и преодоления психо-информационного барьера, в следующий раз поговорим об аппаратных попытках «проэкстендить» человека обыкновенного — благо чипизация и компьютеризация человеческого тела сегодня также развивается семимильными шагами.

Что же касается нашей темы, то, читая откровения Эда, который хвастает, что на одного пилота «Апача», прослужившего больше 3 лет, приходится более 1000 убитых талибов, невольно вспоминаются слова Чарльза Дарвина, сказанные им еще в позапрошлом веке:

Более всего пострадают, конечно, те формы, которые непосредственно конкурируют с формами, претерпевшими модификацию и улучшение.

P.S.: Забавно, что Sony Reader Store выложил эту книгу Эда в раздел Computers > Networking > Apache - я же говорю, вся эта история написана про близкое будущее компьютерщиков.







2024 © gtavrl.ru.