Самый лучший магнитофон в мире. Катушечные магнитофоны возвращаются


Магнитофоны вновь набирают популярность как альтернатива прочим аналоговым проигрывателям, что неудивительно на фоне довольно неожиданного компакт-кассет в моду. Конечно, формат всегда пользовался особым почетом в узких кругах экспериментальной электроники. Но с недавних пор на пленке начали выходить и релизы, занимающие верхние строчки мейнстримовых чартов.

Однако, ни для кого не секрет, что сегодня производители практически не уделяют внимания кассетным декам. Достаточно будет сказать, что нам не удалось найти на рынке ни одной современной модели непортативного проигрывателя. Но, к счастью, кассетный формат оставался популярным вплоть до конца 90-ых, и с тех времен осталось полно приличных и доступных по цене вариантов.

Разумеется, в основном их можно найти на Avito . Помимо этого, попытать удачу можно на Meshok или других схожих российских интернет-аукционах. Не стоит забывать и о западных площадках, вроде Ebay или Yahoo! Japan, но цены за доставку дек с этих площадок в большинстве случаев кусаются. Некоторые ритейлеры подержанных аудиосистем также продают магнитофоны, цена на них конечно будет чуть выше, но это компенсируется наличием гарантии, что явно не помешает при использовании винтажных моделей.

Приобретая магнитофон, следует помнить, что это довольно сложное механическое устройство, и чем больше ему лет – тем большая вероятность износа какой-либо из многочисленных деталей. Особенно актуален этот совет на фоне того факта, что даже новейшие модели, представленные в этом списке, датируются серединой 90-ых. Впрочем, здесь все зависит от ухода за аппаратурой – благодаря должному обращению, сохранить функциональность удалось многим дошедшим до нас винтажным моделям. В идеале, перед приобретением деки не помешало бы её протестировать, особенно если её нельзя будет вернуть в случае неисправности. Все, кто пользовался кассетными проигрывателями, знают, что они могут сотворить с кассетой при заедании или поломке.

Большинство самых популярных моделей магнитофонов было произведено в Японии, которая славится надежностью и ремонтопригодностью своей техники. Это объясняет наличие большого количества рабочих раритетных моделей на интернет-площадках, которые ничуть не сбавляют в плане звучания после реставрации, но существенно сбавляют в цене. Но, конечно, только если ремонт был выполнен в солидном специализированном сервисе. Ниже перечислено несколько достойных внимания подержанных моделей кассетных дек, широко представленных на сегодняшнем вторичным рынке.

Akai DX-57

Цена: ~7000-12000₽

Сейчас данная марка в основном известна в среде музыкантов благодаря широкой серии электронных инструментов, но раньше компания Akai специализировалось на магнитофонах, в том числе и на катушечных. Трехголовочный DX-57 пришел к нам из начала девяностых и оснащен ¼ дюймовым разъемом для наушников и регулятором тока подмагничивания для работы с разными видами пленки. Также стоит отметить, что в сравнительном тестировании, проведенном авторитетным изданием What Hi-Fi , он превзошел почитаемый многими аудиофилами Sony WM-DC6 Walkman Pro по всем показателям.

Denon DR-M24HX

Цена: ~9000₽

Спустя годы Denon всё ещё не потеряли своего статуса одного из наиболее надежных производителей аудиотехники. Хотя с момента выпуска Denon DR-M24HX в конце 80-х, компания больше известна благодаря стереоусилителям достаточно неплохого качества. Эта популярная среди ценителей кассетного формата модель может похвастаться тремя магнитными головками, возможностью полной ручной настройки и стабилизированным приводным механизмом. Системы шумопонижения Dolby B и C позволяют избавиться от характерного шипения во время прослушивания, а приводной ремень легко поддается замене и его без проблем можно найти онлайн.

Denon DRS-810

Цена: ~5000-9000₽

Более поздняя модель от той же Denon. Своим дизайном DRS-810 напоминает появившиеся к тому времени CD-плееры, что должно было прийтись по вкусу энтузиастам грядущей цифровой эры. Подобно CD-дискам, кассеты помещались в этот магнитофон горизонтально, и за процессом проигрывания нельзя было наблюдать через прозрачное окно в дверце кассетного отсека. Изначально эта модель шла в комплекте с пультом дистанционного управления, но сейчас их практически невозможно найти. Помимо этого, DRS-810 оснащена системами шумопонижения Dolby B и C, а также системой динамического подмагничивания с регулятором тока. Правда, последний не очень удобен в применении.

JVC TD-V662

Цена: ~8000-12000₽

Этот достойный представитель рода кассетных дек 1993 года выпуска не нуждается в излишествах вроде кассет на основе диоксида хрома или металлических порошков для достойного качества записи и звучания; он отлично показывает себя при работе с обычными кассетами на основе гамма-оксида железа, и станет идеальным вариантом для тех, кто планирует прослушивать с его помощью только кассеты с предзаписанной музыкой (т.е., кассетные релизы тех или иных исполнителей). Отсек для кассеты размещен в центре корпуса, что придает модели вящего стиля. Помимо привычного ¼ дюймового разъема для наушников и систем Dolby B, C и HX Pro, в конструкцию деки входит разъем CD Direct, обеспечивающий идеальное соотношение сигнала и шума во время записи. Ранее JVC считались одним из передовых представителей сферы видео- и аудиотехники, и до сих продолжают выпускать наушники, бумбоксы и видеокамеры. И, не исключено, что по прошествии лет магнитофоны этой марки сохранились лучше прочих аналогов.

Pioneer CT-S740S

Цена: ~13000-17000₽

Pioneer Japan имеет легендарную репутацию в плане качества своей техники. И время от времени компании удавалось выпускать не только надежные, но и прилично звучащие модели – как, например, CT-S740S. Впервые вышедшая в свет в 70-ые, она выдержала конкуренцию с магнитофонами Nakamichi, которые в то время считались эталоном кассетного мира. Снабженная Dolby S – вершиной систем шумопонижения, гарантировавшей максимальное качество кассетной записи – эта дека стала главной победой Pioneer над пленочным шумом. В силу культового статуса, CT-S740S редко появляется в продаже онлайн, но здесь всё зависит от терпения и удачи.

Sony TC-K611S

Цена: ~11000-15000₽

В своё время Sony не зарекомендовала себя как самый надежный производитель домашних кассетных проигрывателей. Но выпущенная в 1994 году TC-K611S стала одной из немногих удачных попыток компании заявить о себе на этом поприще. В данном случае для более высокого качества записи потребуются кассеты на основе диоксида хрома или металлических порошков. Таким образом, это не лучший вариант для тех, кто планирует использовать магнитофон исключительно для прослушивания. Но для энтузиастов домашней записи данная дека станет одним из лучших вариантов на рынке. Поспособствуют этим целям три магнитные головки, шумопонижение Dolby S и возможность дистанционного управления – опять же, если повезет раздобыть пульт.

Yamaha KX-300

Цена: ~5000₽

Материальный отголосок эпохи 80-ых, произведенный компанией, которая по прошествии лет осталась верна своему делу. Собранный в Японии KX-300 снабжен головками из аморфных металлов, обеспечивающих безукоризненное качество звука. Почтенный возраст этих магнитофонов зачастую может говорить о необходимости замены приводного ремня. К счастью, как показывает практика, их не так уж сложно найти и приобрести по приемлемой цене. Относительно простое устройство деки включает в себя две магнитные головки, весь набор систем шумопонижения и функцию удаленного управления. Но ключевой особенностью модели является система автоматической калибровки ленты, что позволит добиться наилучшего качества записи на кассеты любого типа.

Nakamichi BX-125E

Цена: ~10000-15000₽

Незыблемый гигант в сфере кассетных проигрывателей, компания Nakamichi когда-то выпускала модели с лучшим звуком в данной нише. В этом свете, день, в который CD-плееры окончательно пришли на замену магнитофонам, стал трагической датой для многих аудиофилов. Нельзя сказать, что BX-125E была наиболее выдающейся декой компании, но она являла собой сочетание проверенной временем репутации и солидного качества звучания. Бонусом к этому служит внешний стиль модели – чего стоят только ползунки на правой части панели. Вместе с тем, в плане дополнительных функций BX-125E не отличался от ближайших аналогов в сходном ценовом сегменте. Но в отличие от блеклого качества звука большинства кассетных проигрывателей, мелодии, разносящиеся из Nakamichi, действовали попросту окрыляюще.

Наши подборки материалов о самой дорогой технике продолжаются весьма любопытным рассказом. Речь пойдет о винтажных кассетных деках – переживающих сегодня настоящий коллекционный ренессанс. Самых дорогих деках, конечно.

Сегодня средняя цена - $1 000 за идеальное состояние. ТТХ стандартны для тех лет – АЧХ до 20 000 Гц, соотношение «сигнал-шум» - 68 дБ, искажения - 1,2%. Комплектация включала инфракрасный пульт ДУ. Схемотехника – двухмоторная, двухтонвальная; головки – ферритовые монокристаллы. Хороший «начальный уровень», чтобы понять, что такое настоящая винтажная кассетная дека и как должна звучать запись на компакт-кассете.

Ценник на это «чудо враждебной техники» на сегодня доходит до 2 000 евро. Он похож, скорее, на небольшой дачный холодильник; толщине алюминиевых плит шасси позавидуют многие современные усилители (весит аппарат 12 кг). Звук у настолько «певучий», что после конкурентов уже воспринимать сложно. Однако, кассетник чрезвычайно сложен в обслуживании (пассиков нет вообще, моторы очень маленькие, использована фото-электронная система коррекции скорости с автокалибровкой). АЧХ доходит до 22 000 Гц, соотношение «сигнал-шум» - 78 дБ. Цены на сегодня на доходят до $1 500 - 1 800.

Этот монстр (18 кг веса) обладает трехголовочной системой и может воспроизводить частоты до 19 000 Гц. Шумоподавление Dolby B, соотношение «сигнал-шум» достигает 70 дБ. Дека выпускалась с 1979 по 1983 гг. и имела все необходимые на тот момент эргономические удобства – автоматическую эквайлизацию, автокалибровку уровней, а также базу данных для хранения калибровочных профилей. Стандартная цена на сегодня за аппарат в хорошем состоянии – 1 700 евро.

CTS система подстройки головок гарантировала АЧХ до 27 000 Гц, ценник на момент начала продаж составлял 278 000 йен. Применены самые современные (на тот момент) технологии – механизм GT Transport, ферритовые головки Hip Isostatic Press. 11,5 кг веса, «сигнал-шум» 73 дБ, искажения – 1,5%. Цены на сегодня стартуют от 1 700 евро.

Выпускавшийся с 1981 по 1987 декабрь аппарат стал культовым – и не только из-за шикарного дизайна. оснащался тремя головками с фирменной полностью компьютеризированной системой калибровки и настройки CCC (Computer Controlled Calibration). АЧХ простирается до 22 000 ГЦ, система шумоподавления Dolby C в два раза более эффективна, чем традиционные Dolby B. Модель продавалась за 735 фунтов; на сегодня цены на нее доходят до 1 700 – 1 900 евро.

Стеклоферритовые головки Super GX, объединенные в блок, ЛПМ - закрытый тракт с прямым приводом и кварцевевой стабилизацией. Вся схемотехника – двойное моно. Трансформатор блока питания вынесен за пределы корпуса. Звучание шикарное, соотношение «сигнал – шум» 65 дБ, искажения 0,8%, АЧХ – до 18 000 Гц. Несмотря на небольшой по размерам корпус, модель весит 9,8 кг. Цена на сегодня за прекрасное состояние – 1 800 – 1 900 евро.

За идеальное состояние сейчас попросят $2 500, но, учтите, что обычные компакт-кассеты для этой деки не подойдут: речь идет о созданном в 1978 г. (и почившем в 1979 г.) формате ELCaset . Предложенный, как высококачественная альтернатива обычным кассетам, он использовал ленту шириной 6,35 мм (со скоростью 9,53 см/с), вытягивая ее за пределы корпуса (точно так же, как и у VHS-видеомагнитофонов). Динамический диапазон превышал показатели обычных дек на 15 дБ, АЧХ находилась в пределах от 15 до 27 000 Гц.

Вышедший в 1972 г. стоил на момент релиза 78 000 йен, сегодня модель в продаже найти практически невозможно (если повезет, и $2 500 - 3 000 будет красной ценой). В были впервые применены головки из монокристалла феррита, фирменный блок D.R. (Automatic Distortion Reduction) и автореверс Invert-O-Matic. ТТХ – АЧХ до 18 000 Гц, искажение 2%, соотношение «сигнал-шум» 70 дБ. Весит аппарат 10 кг.

$2500 – 3 000 за серию 1973 г.? Да, если это легендарная ! АЧХ до 20 000 Гц, соотношение «сигнал – шум» 65 дБ, искажения – 3%. На кассеты Metal модель писать не может, зато (впервые для тех лет) головки записи и воспроизведения разделены. Тракт закрытый, головки размещены между двумя ведущими валами – так что лентоприжим кассеты оказался не нужен. Блок питания экранирован – в общем, танк, а не дека.

В хорошем состоянии стоит на сегодня $3 300 – 3 500 (учитывая то, что в начале восьмидесятых за нее просили $1 850 – это не так и дорого). Модель выпускалась с 1982 по 1993 гг. и являла собой вершину инженерной мысли компании. Автореверс, автоазимут и автоподстройка NAAC – в наличии. Головок (впервые в мире) всего три – и они полностью разделены; их параметры регулируются независимо - как в ручном, так и в автоматическом режиме. Детонация находится на границе измерений (0,019%), сам ЛПМ крайне сложный и использует два тонвала. Соотношение «сигнал – шум» - 74 дБ, АЧХ до 22 000 Гц, искажения – 0,8%.

Цены на называемый многими лучшей декой в мире сегодня доходят до $5 000 – 5 500. Аппарат собран по принципу cost no object – «на борту» системы тонкой подстройки азимута и чувствительности, шумоподавитель Dolby C. Привод пассиковый, моторов всего четыре. Использована собственная система эквайлизации DynEq; АЧХ даже на 20 000 Гц имеет погрешность не более 0,5 дБ. Основное управление возложено на восьмибитный микропроцессор. На момент начала продаж дека стоила чудовищные по тем временам $1 395. Пульт ДУ добавлял к цене еще $150.

Второе поколение дек – по сути, лучшие кассетники в мире из когда-либо выходивших. Сама серия стартовала в 1973 г., выпускалась с 1979 по 1984 г., а модификация Gold Limited вышла в 1981 г. тиражом 100 экземпляров. К расширенному до 25 000 Гц частотному диапазону, раздельным записывающей и воспроизводящей головкам была добавлена автоматическая компьютерная калибровка и авто-установка азимута. Ну и золотое покрытие лентопротяжного механизма, конечно. Весит аппарат 19 кг, найти его в продаже в хорошем состоянии крайне сложно. На момент начала продаж Nakamichi 1000ZXL Gold Limited предлагался за 850 000 йен, сегодня цены на деку доходят до $10 000 - 15 000. ТТХ – детонация 0,019%, искажения – 0,8%.

Не понравилась подборка? Ничего страшного – уже выходят совершенно новые модели кассетных дек.

Время неумолимо движется вперед, электроника прогрессирует. Но есть память о технике, на которой мы слушали Высоцкого и Битлов! Перезаписывали друг у друга редкие записи. Эта серия постов посвящена первым отечественным магнитофонам, тем, которые мы называли бобинники...
В первой части охвачен период с 1947 по 1965 год. В этой части представлены магнитофоны, выпущенные в период с 1966 по 1970 годы.

Магнитофон - "Астра-4". Ленинградский завод "Техприбор". Производство магнитофона с 1966 по 1974 год включительно.

Магнитофон ""Астра-4"" с ноября 1966 года заменил предыдущую модель ""Астра-2"", выпуск которого закончился 31 декабря 1966 года. Новый магнитофон работает при скоростях протяжки магнитной ленты в 4,76 и 9,53 см/сек. Время записи или воспроизведения при ёмкости катушки с магнитной лентой 350 метров 4 и 2 часа, соответственно на меньшей и большей скоростях на двух дорожках. Номинальная выходная мощность усилителя - 2, максимальная 4 Вт.
Потребляемая мощность около 100 Вт. Габариты модели 420х320х190 мм. Вес 12 кг

Сетевой катушечный магнитофон "Днiпро-12Н". Изготовитель: Киевский завод "Маяк". Серийное производство с 1966 года


Магнитофон ""Днiпро-12Н"" (Н - настольный) предназначен для записи речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя и трансляционной линии. Лентопротяжный механизм магнитофона имеет две скорости движения ленты 9,53 и 4,76 см/сек. Система записи - двухдорожечная. Длительность непрерывной записи (воспроизведения) при применении катушек № 15 ёмкостью 150 метров магнитной ленты типа 2, на высшей скорости 2х45 минут, на низшей 2х90 минут. Время ускоренной перемотки в любую сторону, не более 2,5 минут.
Магнитофон питается от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением 220 или 127 В при отклонении от номинального ±10%. Потребляемая мощность в режиме записи или воспроизведения не более 110 Вт. Размеры аппарата 620х340х280 мм. Вес без комплектовки 22 кг.
С начала магнитофон именовался - ""Днiпро-12"", однако на его базе создавалась переносная модель - ""Днiпро-12П"", и во избежание путаницы в наименование добавили букву ""Н"

Сетевой катушечный ламповый магнитофон - "Соната". Великолукский радиозавод. Производство с 1966 года.


Двухдорожечный односкоростной магнитофон ""Соната"" выполнен на базе ЛПМ магнитофона ""Чайка-66"". Он предназначен для записи и воспроизведения звуковых программ. В нём предусмотрена раздельная регулировка уровня записи и воспроизведения, возможность прослушивать запись на собственные громкоговорители, временно останавливать ленту в режиме записи или воспроизведения, накладывать на старую запись новую, не стирая её.
Магнитофон питается от сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Размеры мг 158х315х376 мм. Вес 10 кг.

Ламповая катушечная магнитола первого класса "Миния-4". Изготовитель: Каунасский радиозавод. Выпуск с 1966 года


Сетевая ламповая катушечная магнитола первого класса ""Миния-4"" является дальнейшей модернизацией магнитол ""Миния"",""Миния-2"" и ""Миния-3"". Она состоит из восьмилампового радиоприёмника первого класса и двухскоростной магнитофонной панели "Вильняле"". Модель представляет собой настольную конструкцию, выполненную в футляре из дерева с отделкой под ценные породы. Часть из магнитол комплектовалась сьёмными ножками для установки на полу.


Лицевая часть акустической системы оформлялась с накладкой из пластмассы или из дерева. В пластмассовом варианте оформления сама магнитола и крышка магнитофонной панели выполнялась из оргстекла. Таких вариантов было выпущено намного меньше, чем вариантов из дерева. В пластмассовом варианте габариты магнитолы составляли - 826х380х390 мм.
Акустическая система состоит из двух фрональных громкоговорителей типа 4ГД-28 и двух боковых 1ГД-28. В магнитоле применён блок тонрегистров на три положения; ""Оркестр"", ""Соло"" и ""Речь"" позволяющий подобрать тембр звучания лучше соответствующий принимаемой программе. Имеются плавные регуляторы тембра по низким и высшим звуковым частотам.
Магнитола ""Миния-4"" обоих вариантов выпускалась ещё и в 2 вариантах сопроводительных надписей на шкале и задней стенке модели, на русском и литовском языках.

Стационарная катушечная магнитофонная приставка "Нота". Новосибирский электромеханический завод. Выпуск 1966 год.


Магнитофонная приставка ""Нота"" предназначена для записи музыкальных программ и речи от микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Для прослушивания магнитофильмов приставку необходимо подключить к усилителю НЧ радиоприёмника или телевизора так как собственного усилителя мощности и громкоговорителей она не имеет. В приставке применяется 2х дорожечная система записи Скорость движения ленты 9,53 см/сек. Приставка комплектуется катушками №15, вмещающими 250 метров магнитной ленты. Длительность непрерывной записи 2х45 мин.
Питается приставка от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением - 127...220 в, потребляемая мощность 50 вт. Габаритные размеры - 350х260х140 мм. Вес 7,5 кг. В сочетании с домашней бытовой звуковоспроизводящей аппаратурой магнитофонная приставка ""Нота"" превращается в полноценный магнитофон который за счёт высококачественных акустических параметров этой радиоаппаратуры и превышает параметры лучших отечественных серийных магнитофонов такого типа выпущенных в 1964 - 1965 годах.

Настольная магнитола 3 класса "Рекорд". Бердский радиозавод. Модель 1966 года.


Магнитола предназначается для приёма радиовещательных станций в диапазонах длинных, средних и ультракоротких волн, а также для записи или воспроизведения звука с помощью магнитофонной панели - ""Нота"" (МП-64). Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Скорость записи и воспроизведения 9,53 см/сек Время непрерывной записи или воспроизведения на каждой дорожке при ёмкости катушек 250 метров - 45 мин. Выходная мощность 0,5 Вт. Габариты магнитолы - 540х300х320 мм. Вес 20 кг. Габариты приставки 350х260х140 мм. Вес приставки 7,5 кг. Магнитола собрана в деревянном, декоративно оформленном футляре. Верхняя крышка открывающаяся. Под ней расположена магнитофонная панель ""Нота"".

Стационарный катушечный ламповый магнитофон третьего класса "Соната-1". Изготовитель: Великолукский радиозавод. Серийное производство с 1967 года.


Магнитофон стал модернизацией модели ""Соната"". Он предназначен для записи или воспроизведения звука на ферромагнитной ленте типа 6. Запись производится с микрофона, приёмника, радиосети, звукоснимателя или с другого магнитофона. Имеется двусторонняя ускоренная перемотка магнитной ленты. Скорость записи и воспроизведения - 9,53 см/сек. Время звучания при применении катушек на 250 метров ленты 45 мин на каждой из дорожек. Номинальная выходная мощность 1 Вт.
Питание от сети напряжением 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Габариты магнитофона - 367х307х164. Вес 10 кг.
Магнитофон переносный, выполнен в футляре из дерева.

Сетевой ламповый монофонический катушечный магнитофон - "Яуза-6". Московский электромеханический завод №1. Производство с 1967 года.


Магнитофон ""Яуза-6"" заменил собой предыдущий магнитофон ""Яуза-5"". ""Яуза-6"" Двухдорожечный, монофонический аппарат второго класса собранный на четырёх радиолампах. Он имеет две скорости движения ленты: 4,76 и 9,53 см/сек.
Питается магнитофон от электрической сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность в режиме воспроизведения на средней громкости не более 80 Вт. Габариты модели - 376х320х178 мм, масса - 11 кг. Магнитофон модернизировали несколько раз.
Массовый выпуск магнитофона ""Яуза-6"" начался с начала 1968 года

Сетевые ламповые катушечные магнитолы "Фиалка" и "Фиалка-2". Изготовитель: Бердский радиозавод. Выпуск с 1968 и 1969 года.


Магнитола ""Фиалка"" модернизация магнитолы ""Рекорд-64"", с использованием приёмника радиолы ""Рекорд-68"" и магнитофонной панели ""МП-64"". Она рассчитана на приём в диапазонах ДВ, СВ, УКВ, а так же на запись или воспроизведение звуковых программ.
Питание от сети 127/220 в. Потребляемая мощность при приёме 50 Вт при работе магнитофона 100 Вт. Размеры 540х380х295 мм, её масса 19 кг.
Магнитола ""Фиалка-2"" является модернизацией магнитолы ""Фиалка"". Основное отличие новой модели от предшественницы это введение в приёмнике диапазона
КВ. Размеры аппарата 580х290х285 мм, вес около 20 кг.

Портативный магнитофон "Мрiя". Киевский завод "Коммунист". Модель 1967 года. Выпускал эти магнитофоны и Запорожский завод передвижных электростанций.


Портативный катушечный магнитофон "Мрiя" в переводе с Украинского Мечта, на самом деле стал розовой мечтой молодёжи, конца шестидесятых годов 20 века. Это был насколько необычный по дизайну, габаритам, массе, экономичности, качеству звука и надёжности в работе магнитофон, настолько и самым популярным. Существует байка что магнитофон "Мрия" - копия японской модели, какой точно, неизвестно. Член Политбюро ЦК КПСС Анастас Иванович Ми
коян привез из Японии маленький, симпатичный, аккуратный магнитофончик и потребовал сделать такой же, только наш, советский. Поверить в байку можно легко, такой незатейливый коммерческий шпионаж процветал в СССР многие годы. Несмотря на достаточно высокую стоимость магнитофона (220 рублей) спрос на него, всегда превышал предложение. Магнитофон "Мрiя" стал легендарным для своего временини, оставив далеко позади практически все существующие отечественные переносные магнитофоны по большинству показателей. "Мрия" не стал единственным шедевром завода, второй "Мечтой" вскоре стали портативные кассетные магнитофоны "Весна-305/306" которые также стали легендарными для первой половины семидесятых, но это другая история...

Портативный катушечный магнитофон третьего класса - "Весна-3". Запорожский завод передвижных электростанций. Выпуск 1967 г


""Весна-3"" последний в серии портативных катушечных магнитофонов ""Весна"". Он рассчитан на запись и воспроизведение музыкальных и речевых программ от радиоприёмника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной радиосети. Питание от 8 элементов 373, или через приставку от сети. Потребляемая мощность 20 вт. Размеры мг - 358х234х121 мм, вес 5 кг.

Катушечный магнитофон "Дайна" (Эльфа-29) Вильнюсский электротехнический завод Эльфа Серийное производство с I кв 1969 года


Ламповый магнитофон третьего класса - ""Дайна"", по конструкции и внешнему виду, коренным образом отличается от моделей, ранее выпускавшихся заводом. Магнитофон обеспечивает запись и воспроизведение звуковых программ от любых источников НЧ сигнала. Магнитофон имеет две скорости движения магнитной ленты 9,53 и 2,38 см/сек. Первая скорость используется при записи музыки, а вторая была введена специально, по заказу ""ВОС"" (Всесоюзного Общества Слепых) для прослушивания фонограмм типа ""Говорящая книга"" и записи речи. Питается аппарат от сети напряжением 220 или 127 в, потребляемая мощность 70 вт. Размеры модели 370х240х155 мм. Вес - 10 кг.

Магнитофон "Днепр-14А". Киевский завод "Маяк". Модель 1969 года


Магнитофон рассчитан на 2х-дорожечную запись речевых или музыкальных программ с микрофона, звукоснимателя, приёмника, телевизора, другого магнитофона и трансляционной линии. Скорость движения магнитной ленты - 9,53 и 4,76 см/сек, при неравномерности 0,3 и 0,4%. В АС стоит два громкоговорителя 2- ГД-19 спереди и два 1ГД-19, расположенные по бокам

Магнитофонная приставка "Нота-М". Новосибирский электромеханический завод. Производство с 1969 года


Магнитофонная приставка ""Нота-М"" это последующая модернизация предыдущей модели ""Нота"". Она имеет более современный футляр из железа, обклеенный цветным пластиком и немного изменённую верхнюю панель, другую форму клавиш и ручки управления. Приставка является сравнительно недорогим дополнением к любому радиоприёмнику, телевизору или усилителю низкой частоты и в сочетании с ними превращается в высококачественный магнитофон, превосходящий по параметрам многие полные, серийные магнитофоны.

Катушечный магнитофон "Комета МГ-209". Новосибирский завод ТочМаш. Выпуск МГ с 1969 года


Четырёхдорожечный, трёхскоростной транзисторный магнитофон 2 класса ""Комета МГ-209"" предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ на магнитную ленту СН, 2, 6. Он рассчитан на запись с микрофона, приёмника, телевизора, звукоснимателя, трансляционной радиосети или другого магнитофона и позволяет прослушивать записанные программы на собственные громкоговорители, или внешний усилитель с АС. Прослушивать запись можно и на головные телефоны, при отключенных громкоговорителях для чего в магнитофоне имеется гнездо. Для записи различных звуковых эффектов, аппарат снабжен кнопкой наложения которая позволяет на имевшуюся запись наложить новую. Имеется предохранительная кнопка, механически блокирующая кнопку запись. Магнитофон снабжен пультом проводного дистанционного управления. С его помощью производится остановка и пуск магнитофона в режиме записи и воспроизведения. Магнитофон может работать и как диктофон, для чего на передней панели имеется кнопка медленный возврат, во время нажатия которой, магнитная лента с малой скоростью перемещается назад. Есть и возможность производить синхронную запись звука совместно с кинокамерой, для чего предусмотрено гнездо синхронизация. Скорость движения магнитной ленты 19,05; 9,53; 4,76 см/сек. Потребляемая мощность 80 вт. Размеры МГ - 400х355х165, вес 12 кг. За время выпуска, магнитофон был несколько раз модернизирован и имел несколько вариантов оформления.

Транзисторные магнитолы "Нида", "Нида-2". Каунасский радиозавод. Опытные образцы 1969 года


Стационарная всеволновая катушечная транзисторная магнитола "Нида"" - создана конструкторами Каунасского радиозавода в начале 1969 года и должна была заменить магнитолу ""Миния-4"". Выпуск модели задерживался из-за предполагаемого перехода завода на выпуск телевизоров ""Шилялис"". Переход затягивался и концу 1969 года был разработан ещё один, более совершенный вариант магнитолы ""Нида-2"", но как и предыдущий он в серию он не пошёл

Сетевая транзисторная магнитола "Миния-5". Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1969 года


Как и модели ""Нида"", ""Нида-2"", ""Нида-3"" магнитола ""Миния-5"" была разработана на смену предыдущим ламповым моделям серии ""Миния"". В новые модели были заложены все достижения в области транзисторного радиоприёма и звукозаписи тех лет. Магнитофонную панель для всех моделей одну, только с разным оформлением - разработал и изготовил секретный завод измерительных приборов в Вильнюсе. В серийное производство новая магнитола также не пошла из-за предполагаемого и задерживающегося перехода завода на выпуск малогабаритных телевизоров марки - ""Шилялис"".

Портативные катушечные транзисторные магнитофоны - "Дельфин" и "Дельфин-2". Симферопольский завод Фиолент. Производство с 1969 и 1971 года соответственно


Магнитофон ""Дельфин"" - рассчитан на двухдорожечную запись звуковых программ с микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Габариты магнитофона - 365х310х107 мм. Масса МГ без батарей - 5,6 кг.

Магнитофоны - "Орбита-1,2". Ленинградский завод Пирометр. Выпуск с 1965 и 1969 года


Портативные катушечныу двухдорожечные транзисторные магнитофоны ""Орбита-1"" и ""Орбита-2"" представляют собой переносную конструкцию, с питанием от батарей. Они предназначены для 2-дорожечной записи фонограмм с любых источников звукового сигнала. Размеры магнитофона 310х210х105 мм, его вес 4,85 кг. Магнитофон - ""Орбита-2"" отличается малыми изменениями в электрической схеме и внешнем оформлении.

Портативный катушечный транзисторный магнитофон "Романтик-3". Завод имени Г. И. Петровского. Нижний-Новгород. Модель 1969 года


Магнитофон предназначен для записи речи и музыки от радиоприемника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной сети. Он выполнен полностью транзисторным. Питается магнитофон от 10 элементов типа 373 и через БП от электросети. Потребляемая мощность МГ-12 вт. Габариты 330х272х140 мм, масса 5,5 кг.

Сетевая ламповая всеволновая магнитола III класса "Рекорд-301". Бердский радиозавод. Производство магнитолы с 1970 года


Сетевая ламповая магнитола III класса ""Рекорд-301"" предназначается для приёма радиостанций в диапазонах длинных, средних, коротких (КВ-1, КВ-2) и ультракоротких волн, а так же для записи и воспроизведения звука с помощью модернизированной магнитофонной панели ""Нота"". Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии, радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты 675х322х252 мм. Вес 19 кг. Магнитола собрана в деревянном декоративно оформленном футляре. Спереди находится АС с 2 громкоговорителями 1ГД-28. Справа находится шкала, регуляторы громкости и тембра, ручка настройки, переключатель диапазонов и рода работ. Сзади расположены гнезда антенн, заземления и звукоснимателя.

Сетевой стереофонический катушечный 3-х скоростной магнитофон "Аврора-стерео", "Аврора-201-стерео" (МА-70). Ленинградское НПО "Аврора". Производство с 1970 года


Стереомагнитофон 2 класса - ""Аврора-стерео"" (разработка 1967-1969 годов) выпускали малой серией с 1970 года, затем аппарат был модернизирован и с 1971 года производился под наименованием «Аврора-201-стерео». Внешний вид остался прежним, только регулятор стереобаланса был выведен третьей ручкой посередине, а в электрической схеме были скорректированы некоторые номиналы радиоэлементов. Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя, радиоприёмника, телевизора и радиотрансляционной линии. Магнитофон рассчитан на четырёхдорожечную запись в монофоническом и стереофоническом режиме. Размеры аппарата 336х378х130 мм, вес 10 кг. АС магнитофона состоит из двух малогабаритных колонок, в каждой из которых установлено по 2 громкоговорителя типа 2ГД-22. Размер колонки 325х378х100 мм, вес 6,5 кг.

Сетевая транзисторная магнитола "Миния-6". Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1970 года


Последняя из опытных прогрессивных магнитол. Первоначально модели было присвоено наименование ""Нида-3"", а затем ""Миния-6"". Из всех предыдущих, модель имела самые высокие акстические параметры, так как имела выносную 2 полосную акустическую систему состоящую из двух громкоговорителей. Номинальная выходная мощность усилителя НЧ - 6 Вт. Диапазон частот 63...12500 Гц.

Переносной катушечный магнитофон "Электроника-100-стерео". Учкекенский завод "Элия". Ограниченный выпуск мг с 1970 года


Переносной катушечный стереофонический магнитофон "Электроника-100-стерео" был выпущен небольшой серией к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Магнитофон предназначен для записи и последующего воспроизведения звуковых фонограмм. Питание от батарей типа А-373 или от выносного стабилизированного блока питания.

Продолжение следует...

На фото представлены магнитофоны из коллекций Антона Горского, Вадима Маркова, Виктора Данильченко, Виталия Колесника, Дмитрия Чернова, Николая Лысенко, Олега Семёнова, Илмара Уландса, Зенонаса Лангайтиса, Политехнического музея Москвы

При подготовке поста использовались материалы с сайта http://www.rw6ase.narod.ru/

Смотрите также другие посты из серии :







Лазарь Виноградский рекомендует / 11 апреля 2014

Почему люди на аукционах покупают винтажную технику, автомобили, пластинки и многое другое?

Мне часто задают это вопрос радиослушатели, и я наконец созрел для полноценного ответа. Во-первых, это качество звука. Звук делится на аналог и цифру. Цифра это МР3, CD, мини диск и т.д. В этом звуке присутствует компрессия, то есть он сжат. А аналог - это лампа (усилители, магнитофоны и т.д.), винил, компакт кассета и катушка (бобина для магнитофона). В этом звуке есть глубина, прозрачность, а также динамика звучания наиболее подходит для восприятия человеком. Что касается винтажной техники, то я хотел бы начать с катушечных магнитофонов (дек).

Я думаю, что где-то в конце 80-х - начале 90-х хитрые капиталисты поняли, что гораздо выгоднее делать технику не на века, а закладывать в технику ограничения по сроку эксплуатации. Например, дают гарантию на год или два, и он точно в это время ломается, а ты должен покупать запчасти, ходить по мастерским и т.д. А через два с половиной года аппарат у тебя начинает просто сыпаться, и ты его выкидываешь и покупаешь новый. А когда ты покупаешь винтажный аппарат, он проходит у мастера настройку, профилактику и готов работать столько, сколько ему лет, а ему уже лет сорок.

Что касается дизайна, эти аппараты - иконы стиля, а многие из них имеют свою историю. Я знаю человека, у которого в коллекции стоит аппарат, на котором писался Мик Джаггер, а также магнитофон, купленный на аукционе-распродаже реквизита фильма Тарантино «Криминольное чтиво», тот самый, в который Ума Турман тыкала свой палец перед её искрометным танцем с Траволтой. До сих пор существует маркет на поставку новых головок и прочих запчастей (спасибо интернету), гениальные Кулибины, которые могут сделать внутренний тюнинг вашему любимцу и дать ему вторую жизнь (кстати, я знаю одного такого в Москве, если нужен контакт, пишите мне в Facebook), всё еще возможно купить на старых стоках легендарную плёнку «Золотой Максвел» (которая давала пожизненную гарантию) или современную ленту, которая до сих пор производится (её можно купить у официального представителя в Москве). Я уже не говорю о громадном выборе металлических катушек всех размеров и марок.
Но теперь я хочу порекомендовать вам лучшие аппараты, которые украсят коллекцию любого меломана или интерьер стильной квартиры, лофта, бара и т.д. Show must go on…

Akai Pro-1000

В 1977 году, 2000 $ были очень большие деньги на них можно было купить хорошую машину с кожей и стерео. Именно столько и стоил Akai pro - 1000, который выпускался с 1977 по 1982, и являлся лучшим аппаратом компании Akai, в категории полупрофессиональных магнитофонов. Двублочник, система шумоподавления, встроенный микрофон, пульт ДУ, головки GX, три скорости, и продавался он только в Японии и США. Причём писал на две дорожки, а воспроизводил на две и на четыре. А знатокам прошу уделить внимание его тех характеристикам указанными ниже.

Технические характеристики и измерения

Модель деки: Pro-1000
Начало выпуска: 1977 год

Цена нового: $ 1,995.00 США
Режим воспроизведения: Стерео, 2-е дорожки (запись и воспроизведение) и 4-е дорожки (только воспроизведение)
Магнитные головки: 4-е изготовленные по технологии GX
Моторы: Один двигатель переменного тока для лентопротяжного механизма и два для подкатушечников
Размер катушки: Максимальный 265 мм (10,5")
Скорость движения ленты: 38, 19 и 9,5 см в секунду
± 0,5%
20 ~ 24000 Гц при скорости движения ленты 38 см в секунду
Частотная характеристика (±3 дБ): 50 ~ 20000 Гц при скорости движения ленты 19 см в секунду
Коэффициент детонации (RMS): При скорости 38 см в секунду: 0,025%, при 19 см в секунду: 0,04%, при 9,5 см в секунду: 0,08%
Отношение сигнал/шум: 2-х дорожечный режим: 61,5 дБ, 4-х дорожечный: 58 дБ и в режиме тирания не менее 70 дБ
Менее 1%, на частоте1 кГц
Коррекция: Стандарт NAB
Рабочий режим: При скорости 38 см в секунду достигается за 0,8 секунды
Частота смещения при записи: 150 кГц
Входы: Микрофонных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: 600 Ом ~ 10 кОм и с минимальным уровнем входного сигнала: 0,3 мВ/-69 дБ; линейных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: 100 кОм и с минимальным уровнем входного сигнала: 70 мВ/-21 дБ
Выходы: Линейных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: более 10 кОм: стандартный выход ниже 100 Ом: 0 дБ (0,775В) и микшерных (2 шт.) с выходным сопротивлением более 20 кОм: выходной уровень ниже 1 кОм: 300 мВ)
Индикаторы: Пиковое время отклика, отвечающее требованиям стандарта DIN: 0,01 секунды; время восстановления: 0,8 секунды VU BTS
Используемые полупроводники: 133 транзистора, 94 диода, 6 теристоров и две микросхемы
Сетевое напряжение:
Частота тока: 50~60 Гц
Потребляемая мощность: 115 Вт
Ширина транспорта: 486 мм
Глубина транспорта: 284 мм
Высота транспорта: 412 мм
Ширина электронного блока: 486 мм
Глубина электронного блока: 309 мм
Высота электронного блока: 231мм
Вес транспорта: 28,3 кг
Вес электронного блока: 10,2 кг

Technics RS-1800

Наверное один из самых редких аппаратов в наше время, мечта для коллекционеров и меломанов, очень дорогой и уникальный по своей механие аппарат. Эта дека имеет высоко производительную лентопротяжку замкнутого типа, которая даёт максимальное взаимодействие ленты с магнитными головками. Главная фишка - кварцевый стабилизатор, регулировки частоты вращения с цифровым дисплеем, который показывает реальное выбранное значение скорости. Кварцевый стабилизатор контролирует скорость ленты, которая может меняться в пределах 9,9%, а микрокомпьютер на дисплее показывает время работы в часах, минутах и секундах. Помимо этого существует ещё и схема питания постоянного напряжения, что бы различные помехи (бытовое электропитание) не мешали работе аппарата. Но и наконец 76 скорость, которая давала невероятное качество записи (чем выше скорость сигнала, тем выше качество записи).

Технические характеристики стереомагнитофона Technics RS-1800

Производство: Осака, Япония
Модель: RS-1800
Формат дорожек: 2-е стерео дорожки для записи и воспроизведения; 4-е стерео дорожки только для воспроизведения
Записывающая магнитная головка: Одна SX (Sendust Extra)
Воспроизводящие магнитные головки: Две SX (Sendust Extra)
Стирающая магнитная головка: Сдвоенная из феррита
Мотор привода ведущего вала: Один с прямым приводом и кварцевым контролем
Моторы для подкассетников: Два с прямым приводом и электронным коммутатором
Скорость движения ленты: 38 см/сек; 19 см/сек и 9,5 см/сек (± 0,2%)
Минимальный диаметр катушки: 13 см (5 дюймов)
Максимальный диаметр катушки: 26,5 (10,5 дюймов)
Время перемотки ленты 1100 м: Около 92 сек
Сердечники для намотки ленты: Только Cine или NAB адаптеры
Частотная характеристика: 30 Гц ~ 35 кГц (на скорости 76 см/с); 30 Гц ~ 30 кГц (на скорости 38 см/с) и 30 Гц ~ 25 кГц (на скорости 19 см/с)
Максимальная детонация (WRMS): 0,01% (на скорости 76 см/сек); ± 0,015% на скорости 38 см/сек и ± 0,03% (на скорости 19 см/сек)
Коэффициент нелинейных искажений: Менее 0,8%
Отношение сигнал/шум: 62 дБ
Искажения при модуляции 1 кГц: Максимум 2% (на скорости 38 см/сек и 19 см/сек) и 3% (на скорости 9,5 см/сек)
Перекрестные помехи (1 кГц): Режим стерео, лучше, чем 45 дБ и режим моно, лучше, чем 60 дБ
Смещение частоты (Bias): 120 кГц
Микрофонный вход (LOW/HIGH): Переключаемый: LOW: 0,15 мВ/2,2 кОм 50 - 600 Ом (несимметричный) и HIGH: 2,5 мВ/100 кОм
Радио вход: 33 кОм 2,5 мВ
Линейный выход: Максимальное напряжение 2,5 вольта, сопротивление 600 Ом
Радио выход: Максимальное напряжение 2,5 вольт, сопротивление не более 1,2 кОм

Выход на наушники: Сопротивление 200 - 600 Ом (без применения электростатических моделей)
Пульт дистанционного управления: Кабельный или инфракрасный
Потребляемая мощность: 135 Вт
Размеры транспортного корпуса: Ширина: 500 мм; Высота: 443 мм; Глубина: 347 мм

Размеры контрольного корпуса: Ширина: 500 мм; Высота: 223 мм; Глубина: 389 мм

Вес транспорта: около 36 кг
Вес контроллера: около 16,6 кг

Studer A810

В конце 60-х годов, в Пентагоне и ЦРУ работали не профаны, а люди которые имели доступ к любой информации и большим бюджетным деньгам, группа Битлз в 1967 году записала свой самый культовый альбом «Сержант Пеппер». Вопрос, что могло объединять американскую разведку и бунтарей из Ливерпуля? А вот Вам мой ответ: весь Пентагон был оборудован магнитофонами Studer-Revox A 77, а группа Битлз именно на него записала своего «Сержанта Пеппера». Все крупные звукозаписывающие студии, радиостанции, телеканалы были оснащены оборудованием Studer. Не буду перечислять все золотые и платиновые диски, исходник для которых писался на аппаратуре, которую создал Вилли Штудер. Модель, которую рекомендую я, это Studer a 810, не коронованный король швейцарского производства. Не буду больше петь ему дифирамбы, но это - правильный выбор.

TASCAM-br-20

Ну вот, ещё один мой любимец, абсолютный профи, последние модели были выпущены в 1992 году. Компания Tascam, это проффесиональное подразделение компании TEAC, которая создавала безупречную по качеству технику и все саундинжинеры и музыканты с нетерпением ждали очередную новинку. По сути эта модель самурайский ответ Вилли Штудеру, который безоговорочно царил тогда на рынке. Аппарат минималистичен внешне, нашпигован ноу-хау внутри, это единственный аппарат из японцев, который пишет и звучит не хуже, а может даже и лучше чем Studer A 810. Прости меня Вилли…


TEAC X2000R

Гламурный красавец, принимавший участие в съёмке фильма Тарантино «Криминальное чтиво», последний катушечник выпущенный компанией TEAC, 6 кобальто -аморфных головок, система DBX, монитор, безупречный внешний вид и т.д. Если вы откроете на моём проекте «Лазарь Виноградский рекомендует» колонку «Интервью», то прямо с включения этого аппарата и музыки Рахманинова начинается видеоролик. Один из любимых мною катушечников, для себя я его называю - «Man in Black»

Akai GX 747 dbx

Симбиоз технологий стиля и качества компании Akai, который производился с 81 по 85 год и являлся флагманом в линейки катушечников. Стеклоферритовые головки (которым сносу нет), сквозной канал (для контроля качества записи), dbx (система шумоподавления), реверс (для ленивых), космический дизайн и фантастические характеристики, всё это было воплощено в Akai GX 747 dbx. При всём при этом, аппарат не являлся профессиональным.

Технические характеристики и измерения Akai GX 747

Модель: Akai GX-747
Начало выпуска: 1981 год

Режим воспроизведения: 4-е дорожки в режиме стерео
Моторы: Один серводвигатель переменного тока для лентопротяжного механизма и два для подкатушечников
Размер катушки: Максимальный 265 мм (10,5")
Скорость движения ленты: 19 и 9,5 см в секунду
Коэффициент детонации (RMS): При скорости 19 см в секунду: 0,03% и при скорости 9,5 см в секунду: 0,04%
Частотная характеристика (±3 дБ): 25 ~ 33000 Гц при скорости движения ленты 19 см в секунду
Частотная характеристика (±3 дБ): 25 ~ 25000 Гц при скорости движения ленты 9,5 см в секунду
Отклонение скорости движения: Менее 0,3% при скорости движения ленты 19 см в секунду и 0,4% при скорости 9,5 см в секунду
Отношение сигнал/шум: 65 дБ
Искажения: Менее 0,4%
Стирание записи: Лучше 70 дБ
Магнитные головки: 4-е (для записи и воспроизведения) изготовленные по технологии GX и две для стирания записи
Время перемотки ленты: 360 м за 75 секунд
Входы: Микрофонный 0,25 мВ с номинальным сопротивлением 5 кОм и линейный 70 мВс номинальным сопротивлением 100 кОм
Выходы: Линейный 0,775В с номинальным сопротивлением более 20 кОм и наушники 100 мВ с номинальным сопротивлением 8 Ом
Соединения DIN: Вход 2 мВ сопротивление 10 кОм и выход 0,3 вольта сопротивлением 20 кОм
Сетевое напряжение: 100 – 240 вольт переменного тока
Частота тока: 50~60 Гц
Потребляемая мощность: 140 Вт
Ширина: 440 мм
Высота: 483 мм
Глубина: 256 мм
Вес: 21 кг

Да вернуть бы это время назад,когда катушечные были в моде,а то нельзя послушать нормальный звук,заполонил проклятый интернет своей дешевой халтурой, беспантовые CD да MP-3 слушаешь их а слушать толком нечего пустой железный звук, правда немного очищенный,да впридачу высокие частоты задрали ну никакого нормального звучания. Что диски,что флешки все это срань, железный пустой звук,нет в этих аппаратах нормальной частоты звука нет насыщенности и глубины звука. Бестолковая и беспантовая молодежь уцепились,за интернет,якобы там перекачиваем,уцепились,за флешки им упырям нужно,что б было все малое и удобное. Они чуханы неслушали,как играет хорошая запись на Akai GX 747, да даже не на Акае а на более простом аппарате хотя бы,как у моего родственника на Орбите - 107 тоже хорошо звучало если лента нормальная да запись. Нехуже,чем эти диски,да хваленный МП-3. Тупорылый беспантовый молодняк неслушал нормальный звук, эти упыри слушают железный,пустой звук непонимают,что этот звук х....я.







2024 © gtavrl.ru.